Шальной помещик

Весна в этом году стояла такая, что голова кружилась от ее запахов. Ласково грело солнце. Стекая с пригорков, журчали холодные ручьи. Помещик Карташов вышел на крыльцо и с удовольствием потянулся под теплыми лучами.
«Хорошая погодка, отчего бы не прогуляться» - подумалось ему.
Пару недель назад Карташов купил двух лошадей арабской чистокровной породы, отдал, конечно, не мало, но они того стоили: резвые, послушные с маленькими широколобыми головами, длинными шеями и живут долго, по тридцать лет. Покататься так и не успел, все дела, да дела. Осторожно на цыпочках обходя грязь, помещик подошел к конюшне.
- Аристарх! – крикнул он в приоткрытые двери.
Тишина.
- Аристарх! – помещик заглянул за конюшню.
Сильно хромая, вышел Аристарх. Когда-то еще молодым он сломал ногу, и теперь одна нога была короче другой. Вид у конюха был понурый.
- Где тебя носит, шельма! Кобылу оседлай мне из тех, что я привез недавно!
- Не серчай, барин! Кобыла твоя подохла! – всхлипывая, конюх кинулся ему в ноги:
Карташов побледнел, вытянулся весь, губы сделались тонкими, лицо заострилось. Злость накатила такая, что дышать стало трудно.
- Ну, будет тебе, сволочь! – сквозь зубы процедил Карташов.
- Не серчай, барин, не виноват я! – Аристарх уткнулся лицом в грязь у ног помещика.
Карташов брезгливо поморщился, глядя на спину конюха, и быстрыми шагами пошел к дому.
- Сенька!– крикнул Карташов, зайдя в дом.
Прибежал паренек худой и с беспокойными глазами.
- Сколько их там провинившихся будет?
- Да, десять уже, барин.
- Конюх одиннадцатый будет!
Сенька посмотрел на помещика и испуганно кивнул.
- Пусть выпускают и ружье не забудут, и жеребца арабского пусть оседлают.
Сенька убежал.
Через полчаса помещик Карташов грациозно скакал на буром жеребце арабской чистокровной породы. Впереди карташовские прислужники на конях хлыстами подгоняли провинившихся крепостных. Хромой конюх бежал последним. Карташов остановился, давая крестьянам убежать и спрятаться в ближайшем пролеске.
Аристарх кое-как добежал до деревьев, рванул в одну сторону, в другую, заметался как загнанный заяц. Куда бежать? Куда прятаться? Догонит ведь! Догонит и убьет! Пристрелит как собаку!
Помещик неспешно шел в нескольких метрах от конюха. Не любил Карташов такой охоты, когда добыча вот она, под носом. Не было в ней ни интереса, ни азарта. Нравилось, когда крестьяне убегали, как подраненные лоси, ломились сквозь бурелом, не разбирая дороги, спешили спрятаться, затаиться. А сам Карташов – охотник, шел следом, прислушивался, принюхивался, выслеживал добычу. Хромой конюх не будил охотничьего инстинкта, только желание отомстить, наказать. Как же он, сволочь, мог угробить такую кобылу? За нее ведь деньги были плачены и не малые. А он, паразит, недоглядел! Даром харчи хозяйские ест!
Аристарх прятался за деревьями, полз по грязи, по прошлогодним мокрым листьям, чуял, что еще немного и барин догонит его. На пути попался глубокий овраг, снег на дне еще не растаял. Конюх скатился вниз, вжался в стенку оврага и замер. Может быть, барин не заметит Аристарха, не станет подходить к неустойчивому краю, побоится, что лошадь соскользнет. Конюх поднял голову, Карташов стоял наверху и целился в него. Аристарх рванул как загнанный зверь. Бежать было трудно, ноги тонули в снегу. «Не убегу!» - подумал конюх и обернулся, если уж погибнуть, то глядя в глаза убийце. Жеребец сделал маленький шаг к краю, кусок земли обвалился под его ногами. Конь попятился, поскользнулся и начал съезжать по крутому склону. Карташов ухватился за гриву одной рукой, в другой сжимал ружье. Жеребец упал спиной вниз и заелозил, пытаясь подняться, вдавливал помещика в плотный снег.
Погиб Карташов – черный человек, сгубивший своими кровавыми забавами более двухсот крестьян. После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом. Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству.
Рассказ основан на реальных событиях.
«Карташов остановился, давая крестьянам убежать и спрятаться в ближайшем пролеске.» и «Помещик неспешно шел в нескольких метрах от конюха». Погоня за десятком человек шла на участке в шесть соток?
«После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом. Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству.» — Как-то не не верится в это, оговаривалось же, что у помещика были прислужники. Все сбежали? Поэтому крестьяне сожгли пустой дом? Не верю!
Автор, история благодатная — сразу вспомнилась Салтычиха, но почему так скупо на подробности и кратко? Знаков 4000, не больше, а где остальные? Можно было описать склонного к садизму помещика, показать его мотивацию, или, какой-никакой, конфликт… А тут ничего нет...
Где Чёрный человек? Вы указали на него прямым текстом, но этому вообще не верится. Вот ни капельки. Никаких эмоций нет, что очень огорчает.
Итог — реализму верю. Всему остальному — нет. Третье место в группе. Автора призываю не расстраиваться и плодотворно работать над собой. Успехов!
«всхлипывая, конюх кинулся ему в ноги:» зачем двоеточие?
«на буром жеребце арабской чистокровной породы» зачем повторять? мы уже знаем про породу а что за «бурый»? чистокровные арабцы такой расцветкой не обладают
«и спрятаться в ближайшем пролеске.» как можно спрятаться в пролеске?
«Значение слова Пролесок по Ефремовой:
Пролесок — 1. Узкая дорога в лесу; просека.
2. То же, что: перелесок.
Значение слова Пролесок по словарю Ушакова:
ПРОЛЕСОК
пролеска, м. (обл.). Длинная прогалина в лесу. По пролескам снег уже стаял, трава пробивается.
Значение слова Пролесок по словарю Даля:
Пролесок
м. пролесье ср. долгая прогалина, перемежные с лесом луга. Мы все пролески выкашиваем, поемных лугов нет. „
“Помещик неспешно шел в нескольких метрах от конюха.» «ожет быть, барин не заметит Аристарха, не станет подходить к неустойчивому краю, побоится, что лошадь соскользнет. » так он пешком или на лошади сквозь бурелом?
«Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству.» никакие богатства от ножа или пули не защитят. и вообще, последнее предложение не к чему в тексте
Масти — в основном, серая всех оттенков, часто встречается гнедая и рыжая, реже вороная. Иногда встречается пегая масть «сабино», которую Всемирная организация заводчиков арабских лошадей (англ. World Arabian Horse Organisation) традиционно регистрирует как чалую. Очень редко встречается серебристо-гнедая масть, которую в прошлом принимали за игреневую. ru.wikipedia.org/wiki/Арабская_чистокровная_порода
В рассказе моя любимая тема дворянства.
То, что Карташов смотрит на людей, а видит существ низшего сорта свидетельствует о черном человеке.
Голос.
Единственное, что как-то выбивается из общей канвы — последний абзац (слишком сухо, выглядит как выдержка из какой-нибудь вики-справки).
Голос сюда
Это вольный пересказ кусочка из романа «Братья Карамазовы» Достоевского.
Причем у классика этому уделено всего лишь раза в два больше текста, остальное переживания, выводы, возможные решения и прочее.
А в предлагаемом рассказе что? Хотели сказать, что так делать нельзя? Вот удивительно, что молодёжь постулирует моральные достижения позапрошлого века.
По поводу текста — чуть лучше, чуть хуже, но многие на БС могут вот так пересказать эту реальную историю. И что из того? Где автор, где проблематика?
Для меня в литературном плане этот рассказ полный ноль.
Неудачное предложение для концовки. Лучше было бы или убрать его совсем (у меня лично вообще не возникло вопроса, почему героя не судили), или переставить куда-нибудь повыше.
Из-за краткости, отсутствия развернутой проблемы, одномерности главного героя кажется, что это скорее миниатюра или зарисовка, чем рассказ. В выбранной теме есть куда развернуться, и это пошло бы работе на пользу.
«Первоначальные жалобы крестьян привели лишь к наказаниям жалобщиков, поскольку у Салтычихи было много влиятельных родственников, и ей удавалось подкупать должностных лиц. Но двум крестьянам, Савелию Мартынову и Ермолаю Ильину, жён которых она убила, в 1762 году всё же удалось передать жалобу только что вступившей на престол Екатерине II.» из Википедии
Ну и потом, собственно, было следствие, суд и приговор.
да, но с какой вероятностью?
при этом, время в рассказе толком не прописано. может то, что сработало с Екатериной-II (немкой) сразу после всхождения на престол, с другими монархами России бы не сработало
Во втором наборе фабрики был негр по имени Нарцисс Пьер, который в первый же день со всеми пообщался, всем девочкам признался в любви и всех позвал замуж за него. Такая искромётная яркая личность, всем было глубоко плевать на цвет его кожи, потому что он сам на этом не заморачивался. И по-моему, у него и до сих пор цвет кожи не повод поорать о толерастности, а дополнительная изюминка в кучу к другим достоинствам. А Джем после выпуска с этой фабрики был замечен в различных скандалах по поводу обижания белыми такого ранимого негра. Какой он артист, я по сей день не знаю. Давно где-то стух.
Там же в правилах, только чуть ниже.
Нет соответствия правилам конкурса. Нет темы «Черный человек».
Погиб Карташов – черный человек, сгубивший своими кровавыми забавами более двухсот крестьян. — Отсюда, все дворянство, черные человеки.
Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству. — Не спасли.
Финал загадочен для меня. (-).
и любой наездник в такой ситуации шустро соскочит, тем более такой опытный как Карташов
Черный, он.
Рассказ напоминает даже не фабулу, а наброски к ней, для памяти, чтобы потом отразить в рассказе все упомянутые моменты.
Даже если это реальные события, в художественном рассказе вполне допустимо добавить некоторые детали, делающие текст художественным и придающие рассказу целостность и завершённость. Здесь же простое перечисление событий, украшенное мыслями погибшего персонажа, которые ни один свидетель услышать не мог. Лучше было бы показать барина через действия и опять-таки через мелкие детали типа взгляда, жеста. А мысли и чувства оставить его жертвам и очевидцам событий.
Название «Шальной помещик» совсем не раскрыто и не обыграно.
Вообще, если доработать и прибавить литературности, деталей может получится неплохая история. Но не в рамках турнира, увы.
Аристарх прятался за деревьями, полз по грязи, по прошлогодним мокрым листьям, чуял, что еще немного и барин догонит его.
Аристарх, находясь в нескольких метрах от барина на лошади, чуял, что его скоро догонят? Нет, формально, это даже верно. Но звучит глупо.
Причиной неуязвимости Карташова были огромные богатства, которые достались ему по наследству. — звучит как справка, которой в рассказе не место. И «неуязвимость» — не то слово.
Что в итоге? Рояль! Рояль таких гигантских размеров, что он не помещается в коротенький рассказ. Рояль, по внезапности напоминающий «Войну миров», но там он хотя бы логичен. А здесь — гнался, хотел убить, упал, умер. А зачем это написано и зачем я это читал? Да, я заметил ремарку о реальности событий. Это не меняет дела. Для художественного произведения — это не интересно.
Темы нет, добавление словосочетания «черный человек» — это не раскрытие темы. Регламенту конкурса — не соответствует!
Безотносительно самого конкурса — не больше 5 из 10 за хороший язык.
В конкурсе — с моей точки зрения, формальная дисквалификация. Голоса нет.
«Ласково грело солнце.»
«Стекая с пригорков, журчали холодные ручьи.»
Оскомина. Окунули в школьные сочинения. Подходит возрасту от 12 до 15-ти.
Вернусь попозже. Или не вернусь. В любом случае — уже без голоса.
Увы, тема не раскрыта.
А судьба коня какова? Его потом пристрелили и съели? Или конь себе не поломал ничего? А если всё же упал конь в овраг, то потом не смог с оврага выбраться (если ничего себе не переломал)? Вдавил конь помещика, а сам поднялся? Вот заинтриговали!
Хорошо что конюх жив, за него переживала.
Ну а сам рассказ не впечатлил. Видно, что его еще можно доработать.
Автору удачи и успехов!
Лично я ожидал пояснения, как подохла, почему? Почему Аристарх не виноват?
Немного отталкивает, что повествование прыгает от Карташова к Аристарху. А в целом, текст легкий и читается быстро.
Рассказ написан в других временных рамках, чем те, что были указаны в правилах, но несмотря на это он не воспринимается как произведение русской классики, а скорее как байка, рассказанная за обеденным столом. Автор пошел по верхам. Да, объем маленький, но и с этим можно было сделать историю глубже.
Произведение без изюминки.
Благодарю вас за критику!