Огонь Прометея

Огонь Прометея
Работа №43

Они летели сквозь пространство и время. Сквозь века и тысячелетия, от звезды к звезде, от галактики к галактике, не зная сна и усталости в своем вечном полете.

Когда-то, в незапамятные времена, сотворившие этот Мир, Они теперь слились с ним, превратившись в частицы энергии, наполняющие Вселенную, вездесущие и неуничтожимые. Подобно лучам света мчались Они в чёрный колодец бесконечности, к новым и новым мирам, выжженным и бесплодным или населённым немыслимыми существами, к звёздам, пылающим впереди, и манящим Их, словно далёкие маяки.

И тусклое жёлтое светило, вокруг которого вращался десяток планет, приткнувшееся на окраине одной из великого множества галактик в Их Мире, было всего лишь краткой остановкой на этом бесконечном пути.

Они пришли сюда из ядра галактики, где пространство стонало и изгибалось под тяжестью миллиардов звёзд, где огромные сгустки раскаленной материи кружились, словно в хороводе, разбрасывая фонтаны плазмы, рождающие феерические зрелища. Миновав ледяные безжизненные глыбы внешних миров, кипящие котлы газовых гигантов, Они, наконец, добрались до планеты, получавшей от своего солнца достаточно тепла и света для того, чтобы на ней возникла жизнь.

***

Огромный, с серебристой гривой, Вожак неторопливо слез со своего дерева и направился к большой группе самок, окружённой резвящимися детёнышами. Молодые самцы поспешно убирались с его дороги, одни – покорно потупив взгляд, другие – скаля зубы и визгливо крича.

Вожак, преисполненный чувства собственного достоинства, даже не повернул головы в ответ на жалкие выпады наглецов. Когда-нибудь он расправится с наиболее дерзкими – он был уверен.

Подойдя к самой дородной самке, практически не уступающей ему в размерах, он игриво укусил её за плечо и присел рядом. Это был ежедневный ритуал. Показав в очаровательной улыбке сразу все свои зубы, самка придвинулась поближе и стала выискивать в густой шерсти на загривке Вожака досаждающих ему паразитов и отправлять их в рот.

Один из детёнышей, копошащихся под присмотром матерей, неуклюжей походкой подошёл к нему, и попытался забраться на ногу. Вожак растянул губы в улыбке и склонил голову набок, разглядывая сорванца. Потом легонько ткнул его пальцем, и малыш с восторженным визгом покатился обратно в сухую траву.

Они не имели органов чувств, но ощущали всё, происходящее на этой маленькой планете и в нескольких парсеках вокруг неё.

Они оставили эмоции в далёком прошлом, вместе с бренными телами, но что-то, похожее на любопытство, шевельнулось в Них, пока Они наблюдали примитивных существ внизу.

– Они такие забавные, – проговорил мелодичный женский голос, и звонкий смех расцветил небо над планетой всеми цветами радуги.

– Когда-то и мы были такими же, – ответил другой, задумчивый и печальный.

– Ты опять блуждаешь в прошлом, Прометей… Оставь, удел Создателей – смотреть в будущее!

Вихри энергии закружились вокруг планеты, рождая сполохи северного сияния над покрытыми зеленью тропическими широтами.

Они наслаждались красотой этого мира, радовались ему, словно дети новой игрушке. Они парили вместе с птицами в его прохладном небе, погружались в тёмные глубины океанов, где била ключом своя таинственная жизнь; проникали глубоко под землю, к залежам руд, и дальше – в кипящую магму, к самому сердцу этого мира.

Но другие миры и новые открытия звали Их к себе, и поэтому всего через несколько секунд своего времени Они понеслись дальше – прямо в горнило жёлтой звезды.

Лишь один из Них отстал и кружился, словно неприкаянный дух, около планеты.

***

Вожак, довольно кряхтя, поднялся и вперевалку подошёл к могучему дуплистому баобабу, возвышающемуся на окраине поляны. Всё так же неспешно, движениями, исполненными первобытной силы, он забрался на нижнюю ветвь, которая, несмотря на свою толщину, задрожала и прогнулась под его исполинским весом. Расположившись поудобнее, он лениво сорвал сочный лист и стал задумчиво его рассматривать.

Молодые самцы, ретировавшиеся при его появлении, постепенно возвратились на поляну и предались своим обычным играм и склокам. Матери вылизывали до блеска своих младенцев, которые тут же прыгали обратно в пыль.

Изучив лист, Вожак отправил его себе в рот и начал методично жевать, прикрыв глаза и громко чавкая.

Стая отдыхала.

***

Одинокий сгусток энергии всё ещё болтался в окрестностях планеты. Его спутники уже долетели до жёлтого солнца, и теперь плескались в верхних слоях его раскалённой атмосферы, разбрасывая золотые брызги звёздного вещества на миллионы километров вокруг. На его отсутствие, по-видимому, никто пока не обратил внимания.

Он, одинокий разум, парящий в бескрайних просторах космоса, расслабился и почувствовал, как опьяняет его слабый свет звезды, и солнечный ветер уносит к дальним окраинам планетной системы.

Он был не таким, как остальные, поэтому некоторые считали Его сумасшедшим. Даже ту, которая Его любила, подчас пугали Его странные мысли. Его не привлекали бесконечные странствия в поисках новых миров и впечатлений. Ему не нужна была необъятная Вселенная. Он хотел иметь всего лишь один мир – Свой мир.

Эти примитивные существа всколыхнули в нём что-то давно исчезнувшее, погребенное под пластами времени, практически бесконечного по меркам этой планеты. С завистью Он наблюдал их незатейливую жизнь.

«Я уже давно забыл, что такое твёрдая земля под босыми ногами... И солнечный свет над головой...» – мелькнула у Него печальная мысль.

***

Освежённый сном, Вожак потянулся, и, выпрямившись во весь свой исполинский рост, послал в джунгли трубный зов. Ему ответили другие голоса – Вожаки соседних стай оповещали друг друга о том, что они начеку, охраняют свою территорию, а может быть, просто желали удачного дня.

Величественно он слез со своей ветки, и, казалось, всё дерево вздохнуло с облегчением.

Пришло время водопоя.

Настороженно принюхиваясь к запахам, несущимся из сумрачных джунглей, Вожак направился к лесной тропе, и его стая цепочкой последовала за ним. Первыми пристроились крупные самцы, дальше – дородные, взрослые самки, за брюхо которых цеплялись пищащие детёныши, а замыкала шествие визгливая и драчливая молодежь.

В таком порядке они и подошли к мутному ручью, журчащему в ложбине между высокими деревьями. Вожак первым утолил жажду, и присел в стороне, наблюдая, как пьёт его стая. Проходя мимо, обезьяны смиренно потуплялись под его жёстким взглядом. Только несколько молодых самцов дерзко смотрели ему в глаза.

Это был неприкрытый вызов. Верхняя губа Вожака поднялась, обнажив громадные пожелтевшие клыки, огромные мускулы напряглись под кожей. Нервы у наглой молодёжи не выдержали, и с визгом и воплями она разбежалась: никто из стаи пока не мог противостоять сокрушительной силе Вожака.

Инцидент был исчерпан: больше никто не поднимал глаз, проходя мимо него. Гигант удовлетворенно хрюкнул, и поднялся, сподобившись было идти обратно, но тут из высоких тростниковых зарослей, покрывающих берега ручья, раздался вой охотника.

Шерсть на загривке Вожака поднялась дыбом, и его яростный рык перекрыл вопли испуганных самок. Подчиняясь этому сигналу, взрослые самцы, мгновенно забыв все склоки и разногласия мирного времени, выстроилась в боевой порядок, а самки, подхватив детёнышей, вприпрыжку побежали под сень спасительной рощи.

Поэтому, когда между стеблями тростника показалась острая морда первого хищника, стая была готова к сражению.

Но сражения не последовало. Из зарослей выскочили несколько небольших, похожих на собаку животных, и остановились, нерешительно глядя на толпу ощетинившихся ворчащих обезьян.

Вожак взревел, и огромными прыжками помчался прямо на них, но хищники, поджав хвосты и тихо поскуливая, юркнули обратно в тростники: в этот раз силы были слишком неравными.

***

Словно облачко космической пыли, Он парил в ионосфере планеты, омываемый волнами озона.

– Прометей! – донесся зов от звезды, – Где же ты? Пора лететь дальше!

Вот и всё. Ещё немного, и Они сорвутся, словно стая птиц, и вновь пустятся в свои бесконечные странствия. Они уже никогда не вернутся к этой звезде, потому что Вселенная огромна, и много других звёзд ждет Их впереди.

Обняв планету, Он печально взглянул на зелёные джунгли и белоснежные ледяные шапки на полюсах, и вдруг смутная, беспокоящая Его мысль приобрела, наконец, чёткую форму: это Его Мир. Он больше никуда не уйдёт отсюда.

Словно молния, вихрь энергии устремился вниз, прямо на расположившуюся на опушке леса стаю примитивных существ.

– Нет, Прометей, не надо!!! – вырвался крик из раскаленных недр звезды, и гигантский протуберанец рванулся в сторону планеты, словно пытаясь схватить Его.

Но того, к кому он был направлен, уже не стало. Частицы Его разума, рассеявшись в живых существах, жгли их, словно огонь, и вся стая, обезумев, носилась по поляне, наполняя воздух криками страха и боли, настолько громкими, что соседние стаи в ужасе сбивались в кучи, не понимая, что за неведомое несчастье постигло их собратьев.

***

Когда Они долетели до планеты, стая уже успокоилась. Взъерошенные животные понемногу возвращались на поляну и занялись повседневными делами. Самки вылизывали своих перемазанных в грязи детёнышей, а серебряногривый вожак, которому снова начали досаждать паразиты, поскреб лапой затылок, а потом поднял с земли палку, и начал неистово чесать ею спину.

– Прометей?.. – печальный вздох, словно легкий ветерок, пронесся над планетой, качнул ветки гигантских гинкго и взъерошил шерсть одиноко бредущего по тундре мамонта.

Вожак прервал свое занятие, поднял голову вверх и хрюкнул.

– Прометей! – вздох перешёл в рыдание. – Зачем ты ушёл от нас? Разве тебе было плохо среди Создателей?

Ветер усилился и пролетел по саванне, шелестя высохшими стеблями прошлогодней травы и поднимая вверх клубы мелкой пыли. Вдалеке, над синими вершинами гор сгустились тёмные тучи, и сердито пророкотал гром.

– Прометей!.. Что ты наделал, глупец! – горестный крик звенел как струна над планетой, и, повинуясь ему, где-то в безбрежных просторах океана поднялись гигантские волны и обрушились на беззащитный тропический островок.

Налетел ураган и завыл в джунглях, раскачивая вековые деревья, словно тонкие тростинки. Свинцовые тучи приблизились, и во влажном воздухе запахло электричеством.

Перепуганная стая обезьян сбилась в кучу под прикрытием чахлого кустарника, с которого неистовый ветер обрывал последние листья. Самки прижимали к себе дрожащих малышей, молодежь поскуливала, глядя на грозные тучи, и только вожак с горящими глазами метался по поляне и рычал во весь голос, бросая вызов разыгравшейся стихии.

– Прометей, вернись!!! – беззвучный крик достиг своего апогея и, казалось, наполнил всё пространство от недр до небес.

Огромный вулкан взорвался с ужасающим грохотом, и потоки раскаленной лавы понеслись по его склонам, сметая всё живое. Облака чёрного пепла, словно траурное покрывало, затмили солнце.

***

Но вдруг, словно по волшебству, буйство стихии угасло, и среди воцарившейся тишины на поверхность планеты упали, словно камни, слова:

– Остановись, сумасшедшая! Ты погубишь Прометея!

– Прометей мертв! – возразила женщина. Мелодичность в её голосе пропала, уступив место печали и боли. – И этот проклятый мир, погубивший его, тоже умрет! И даже ты, Зевс, не остановишь меня!

– Ты ослепла от ярости! Разве ты не видишь, что Прометей жив?

Вглядись! Он теперь там, в искрах, что зажглись под уродливыми черепами этих существ.

Сегодня Он выбрал свою судьбу. Он останется здесь, прикованным к этому куску скалы в необъятной пустоте, и поведет их в путь, который когда-то давно прошли мы сами. Этот путь полон страданий и боли, и не каждому под силу пройти его до конца. Но Прометей – опытный вождь. Он справится с этим, и когда-нибудь опять вернется к нам.

Буря утихла, и сквозь разрывы в тучах вновь засияло солнце.

Обезьяны выбирались из своего жалкого укрытия, настороженно озираясь по сторонам и принюхиваясь. Впереди всех шествовал Вожак, опираясь на увесистую палку, с которой он теперь не расставался ни на минуту.

Встав посреди поляны, он поднял палку вверх, и, любуясь ею, испустил в пространство восторженный вопль, в котором зазвучали новые, доселе неслыханные ноты.

Окружив планету, в благоговейной тишине внимали Они этому крику, крику зарождающегося разума, и непонятное чувство, похожее на то, что испытывал безумец Прометей, затрепетало в Них.

Но неумолчный зов звёзд, пылающих, словно далёкие маяки в вечной ночи, вскоре пересилил его, и, взвившись ввысь, вновь отправились Они в свой бесконечный путь.

– Прощай, Прометей, мы уходим, – долетели из чёрной бездны их прощальные слова.

– Прощай, любимый, я буду ждать тебя, – печально и нежно прошептал женский голос.

Только издевательский хохот охотящихся гиен был им ответом.

***

Солнце величественно зашло за горизонт, и темное тропическое небо покрылось сверкающими россыпями звёзд. Джунгли наполнились пением мириадов невидимых ночных насекомых, а на опушке баобабовой рощи стая обезьян укладывалась на ночлег.

Аккуратно положив тяжёлую палку – предмет восторга и зависти своих сородичей, Вожак сгрёб в охапку опавшие листья, испускающие пьянящий аромат, и улегся на них.

Лёжа, он долго рассматривал звёздное небо, как будто видел его впервые, и вдруг его захлестнуло странное ощущение, словно вся его стая куда-то исчезла, и он остался совершенно один среди россыпей холодных мерцающих огней.

Вскочив на ноги, он задрал морду к этим огням и тоскливо завыл. И вся Стая в едином порыве подхватила его зов, направленный к далёким равнодушным звёздам.

+2
14:15
783
14:07
знаменитое: «ОНИ уже здесь!!!» ©
где огромные сгустки раскаленной материи кружились, словно в хороводе, разбрасывая фонтаны плазмы, рождающие феерические зрелища. путано
получавшей от своего солнца от своей звезды… Солнце это конкретное название
разглядывая сорванца насколько применим термин сорванец?
опять бледная калька
сотни раз такое было, зачем городить еще один клон?
10:05
знаменитое: «ОНИ уже здесь!!!» ©

И капитаном у них ТОТ laugh
Тот Антон Мак-Кинли…
18:13
Родился 2000 лет назад в горах Шотландии, и должен остаться только 1 (в тексте числительные wink )
только 1, кого не трахнул Один (бог такой)…
15:04
Боюсь, что кроме обращения к заезженной мифологии, ничего не встретим.
А так… Нормальный рассказ, видимо, навеянный фильмом Кубрика «Космическая одиссея 2001» (там тоже всё начиналось с обезьян и размахивания палкой. Прометей… Что за странная технология обучения и развития?
15:27
Технология обучения очень хорошая — влез под черепушку и готово. А то некоторых учишь-учишь, а толку мало. ;)
00:09
Поэтичный красивый язык. Мне понравилось, правда, немного устал под конец.
15:24
Красиво написано. И интерпретация мифа мне лично понравилась.
Гость
09:53
Мне очень понравилось. Ставлю десять. Рассказ красивый, поэтичный. Единственное, что смутило: не всегда сразу понятно о ком идёт речь, о Создателях или о жителях Земли.
Загрузка...
Алексей Ханыкин

Достойные внимания