Внучка
Соня опустила сумку с тяжёлой игрушкой на землю и вытерла дрожащей морщинистой рукой пот со лба. Поиск нужного занял сегодня дольше обычного, солнце стояло уже в зените, а идти до посёлка предстояло ещё часа полтора. Чего не сделаешь для внучки.
По обеим сторонам дороги простирались убранные осенью и незасаженные весной поля. Густая высокая трава служила укрытием клещам, змеями, одичавшим собакам, а порой и кое-чему поопасней, но почти не бросала тени на каменистую пыльную тропу. За спиной возвышался тёмный массив того, что осталось от города после бомбёжки.
Соня присела прямо в пыль, не жалея и без того грязной юбки, выудила из рюкзака мятую пластиковую бутылку с тёплой водой и сделала большой глоток. Взгляд невольно упал на сумку. Обычный баул в красно-белую клетку, какими пользуются челночники. Крепкий, но неудобный, надо в следующий раз прицепить ремень, чтобы нести тяжёлую ношу на плече.
- Вроде и так выбираю полегче, - вздохнула Соня, - а по дороге словно кто камни в сумку подкладывает. Может то вес греха. Так я ведь любя...
Несколько минут спустя, Соня тяжело встала, надела рюкзак и с тихим стоном подняла увесистый баул.
- Мать я всегда была строгая, - завела она, медленно переставляя ноги в бесцветных стоптанных туфлях. - Детям нужна твёрдая рука. А вот внучу баловала, никогда не могла ей отказать. Это не во вред ведь, родители правильно воспитывали, а я маленько... - Соня запыхалась, остановилась, опустила сумку на землю и перевела дух. Тихий всхлип разбавил полуденную тишину.
- Кто же знал? - прошептала Соня, вытерла из уголка глаза непрошенную слезу и зашагала дальше.
- Помню, захотела маленькая хомяка говорящего, а родители упёрлись и ни в какую. И дочка мне наказала: "Мать, не смей дарить! Мы же рехнёмся раньше, чем батарейки сядут. И вообще тупая игрушка."
Соня снова остановилась, переложила сумку из одной руки в другую и хихикнула.
- Так я тайком купила, сказала внуче, что это наш секрет. Никогда не могла ей отказать. Она, правда, проболталась, так дочь с зятем на меня с неделю дулись. Потом помирились, конечно. Семья - это святое.
Некоторое время раздавались только шаркающие шаги и шорох пластикового баула. Между подолом юбки и краем туфли виднелись обнажённые голени, и нижний край баула натёр кожу до крови. Соню не пугала боль, вообще почти ничего уже не пугало. Только бы внучка была довольна, ведь не будь её, то и жить незачем.
В отдалении уже виднелась деревня, когда сумка дёрнулась. Или это толко показалось? На всякий случай, чтобы не дай бог не услышать ничего, что слышать не хотелось, Соня заговорила громче.
- Внуча гостила у меня часто. Вместо "Здравствуй" кричала "Баба, пирожки испекла?" Я, конечно, всегда её любимыми с картошкой баловала. И супчик гороховый варила, киселёк на сладкое, для себя так стараться не станешь.
Сумка определённо слегка подёргивалась. А что будет дальше? Средство и так почти закончилось. Соня начала тараторить.
- А когда болела внуча, меня всегда звали. Я всего-то в аптеке работала, только для семейных, считай, врачом была. Но ласточку свою я никогда не спешила химией лечить. Вареньеца малинового приносила, горчицы в носочки насыпала, грудь бальзамом растирала и садилась читать. Внуча засыпала, а на лбу капельки пота выступали, то болезнь выходила.
Дыхание сбилось, и Соня неохотно остановилась. Опустила сумку на землю, запрокинула голову и посмотрела прямо на солнце. Чтобы не смотреть вниз, и чтобы на дряблых щеках быстрее высохли слёзы.
- Прости, Господи, - прошептала Соня и добавила, словно споря с невидимым собеседником:
- Знаю, сына ты не пожалел, а вот будь у тебя внук? А? Молчишь, молчишь...
На миг взгляд старой женщины застыл, глаза уставились в пустоту. Из травы выпорхнула какая-то маленькая пичуга, заставив Соню вздрогнуть. Руки сами подняли тяжёлую ношу. До деревни оставалось совсем немного. В неровном прерывистом дыхании почти невозможно было расслышать слова.
- Когда началось... когда зараза в города пришла... Дочь, зять и внучка ко мне приехали... думали, надёжней... Только оба уже... Я их в сарае заперла... Ждала, вдруг найдут лекарство... Внуча к маме хотела... Не смогла я отказать... Одним глазком, говорю... Не уследила, дура старая... Не уследила...
Родной двор и в радость и не в радость. Соня оставила сумку перед запертым сараем, пошла в дом за ключами да хлебнуть самогонки из запасов соседа. В его подвале много чего полезного нашлось, да и сам погребок хорошую службу сослужил, не выкопать бы Соне столько могил, сколько селян в нём схоронила.
Вроде и руки почти перестали дрожать и в ногах появилось немного силы, чтобы довершить сегодняшнее. Соня уже знала как, с каждым разом становилось проще, но и невыносимей.
Звякнул в связке нужный ключ, щёлкнул механизм замка, застонала деревянная дверь. В нос ударил неправильный запах, не должно быть такого там, где живёт маленькая девочка.
- Внуча, - Соня не всматривалась в полумрак сарая. Там её внучка: русые непослушные волосы до плеч, серые задорные глаза, маленький смешливый рот. Зачем смотреть и видеть... другое?
- Внуча, я тебе игрушку принесла, - в голосе наигранная радость с нотками истерики.
Звякнула цепь, раздался собачий рык. Только никакой собаки в сарае не было.
Соня расстегнула дрожащими руками молнию сумки, вспомнила некстати, как рубила топором озверевших зятя и дочь.
- Я всегда была строгой матерью, - повторила она полусонному мальчику лет четырёх, поднимая его вялое тело, помогая выбраться из сумки. - Но внучке отказать никогда не могла. Ты прости, если можешь.
Соня быстро затолкнула мальчика в сарай и захлопнула дверь. В ушах звенело.
- Вы поиграйте, - шептала Соня, запирая замок, - поиграйте, а я пойду прилягу.
Старая женщина спрятала голову под двумя подушками, но им никогда не удавалось заглушить голос резвящейся внучки и крики её игрушек.
мне кажется это так в лоб, что даже хуже описания сцен насилия.
Не понял
Осталось звякнуть топору по «озверевшей» родне.
Мне понравилось.
Такой комментарий пока)
Потом напишу, что именно и как сильно по шкале апгар))))
Я сейчас не нападаю.
Рассказано неплохо. Просто читателей, в большей массе своей, интересует идея — как жить? А не как умереть окончательно (эпидемия там у них с мутациями) и бесповоротно.
Ну не могут живые принять такую цель и такой вектор для себя.
Продолжение Чистописания и Чумовой мафии.Рецепт от бабы Сони «Как сделать из вундеркинда монстра?»:
«Никогда не говори ребёнку „нет“. Ни в чём ему не отказывай, и он потеряет границы дозволенного.
Так что Идея и даже Мораль в рассказе есть, как мне кажется. А вот цепочка „озверения внучи“ — »механический хомяк — вареньице — мальчик-игрушка" — показалась мне странной и неубедительной.
Ага, какая милашка!
Автор, на мой взгляд, отлично передал настроение рассказа — кругом пустота, но залитая солнцем, и в душе ГГ — такая же опустошенность, освещаемая воспоминаниями.
Обращение к Богу, как попытка извинить себя, мне кажется, это очень круто.
Понравилось как написано: с деталями, типа стертой в кровь кожи, или вспархивающей из травы птички; с ощутимой тяжестью ноши ГГ (и физической, и психологической).
Про смысл жизни. И как этот смысл в пограничных условиях покрывается гнилью. Про дуальность нашего мира. Про то, что «ад» понятие круглосуточное и отнюдь не мистическое. Про любовь. К себе в том числе))
ГОЛОС
Эта совершенно неаргументированная исповедь очень утомила. Не убаюкала, чтобы в конце бахнуть этой чернухой, а именно утомила. Поэтому всё остальное воспринимал как очень скучное.
Бабушка внучке мальчишку несла,
Зря только тратила пот свой она.
Внучку ничем уже не оживить,
Труп бедной внучки в сарае смердит.
Где труп, где «чернуха»? Это постапок. В городе, где жили папа, мама, девочка и хомяк началась эпидемия. Чтобы остановить заразу, военные разбомбили ентот злосчастный населённый пункт. Однако семья успела переехать в деревню к бабушке. Но тут из-за неведомого вируса внучка мутировала и превратилась в монстра, а Соня поставляет ему провиант и развлечения. А шо делать? Любовь зла…
Да, бабули, они такие, они всякую хрень делают, лишь бы внучку угодить. И в итоге вырастает не внучек, а чудовище. К слову, и родители такие встречаются.
Что не понравилось в тексте: бабка, которая сама с собой ведёт беседу. Читаешь и не веришь в этот монолог. Лучше б автор за неё это всё рассказал, ей-богу.
Ну, и сама идея, ну фу. Хотя посыл мощный, но уж больно средство мерзкое, автор, поостите.
Ну, а я, вероятно, заложник стереотипов и привычек, мне такое читать неприятно. И, видать, ничем не отличаюсь от рядового читателя, мне подавай что-нибудь более привычное.
Автор Берты в этот раз про Барашкина выдал на-гора. А здесь работа «повара», который «Солнце вкуса жареной картошки» приготовил.
Как может это быть одновременно автор «картошки» и «чистописания»?
И ваще, может, у меня спецзадание такое — порушить картину мира КТ
Интересно, если автор Берты и Внучки (и Нины?) и правда один и тот же человек — то ведь какую линию интересную гнёт! Круто же)) и если разные люди — тоже круто)
Вот как Соня идёт и ей тяжко, но ради внучки она идёт — мне понравилось, а монолог немного выпал, что ли
А так — неплохо. Мне нравятся такие вариации зомби-апов. В принципе то, что все действие рассказа за кадром, а в кадре только нелегкий путь бабушки. И к чему она в итоге пришла.
Ну и раскрытие темы не очевидное на первый взгляд, но абсолютно логичное.
Аналогично. А вот с тем, что гг " внезапно начинает в пустоту рассказывать всю жизнь свою", поспорю. Слушатель есть
Крепко рассказ сделан. Началось с игрушки и внучки-кумира, а закончилось страшной жертвой.
История пути бабули на Голгофу. ГОЛОС
Вот это вы не заметили?) Изначально-то мы не знаем, что слушатель, оказывается, есть. А бабка начинает глаголить, будто сама с собой. А это чертовски нелепо и очень раздражает.
"… опустила сумку с тяжёлой игрушкой на землю...Поиск нужного занял сегодня дольше обычного" (ясно, что речь идёт не о простой игрушке)
«Взгляд невольно упал на сумку»
А между ними абзац про апокалипсис.
Дальше начинается исповедь Сони. Про грех. Она оформлена не как прямая речь, а как диалог:
- Вроде и так выбираю полегче, — вздохнула Соня, — а по дороге словно кто камни в сумку подкладывает. Может то вес греха. Так я ведь любя…
Чуть дальше появляется предложение «Тихий всхлип разбавил полуденную тишину». И «тихий всхлип» как-то не монтируется с бабулей в том фрагменте текста. И сразу после «всхлипа» Соня переходит на шёпот:
- Кто же знал? — прошептала Соня…
Что ещё нужно при таком количестве намёков?
Она оформлена не как прямая речь, а как диалог — ни то и ни другое. Ее речь — это монолог, по всем параметрам. Ей никто не отвечает, диалога быть не может. А монолог может быть как к кому-то обращен, так и просто в пустоту. И здесь — он в пустоту, для нас, для читателей.
Чуть дальше появляется предложение — ну и пусть оно там дальше появляется. Был бы «тихий всхлип» перед тем, как бабка начинает вещать — другой разговор. А так — я уже вижу корявую подачу экспозиции, и какие бы там намеки потом не появлялись — уже неважно. Я уже запомнил, что герой шел-шел и ни с того, ни с сего начал рассказывать, как докатился до жизни такой. И отвязаться от этого впечатления получается только к концу ее монолога.
Там одной фразы не хватает, одной! «Ты уж прости.» или вроде того, какое-то обращение. Все! С этого, а не с «Мать я была строгая», надо ей начинать.
Как-то всё то, что вы перечисляете, под статью «игрушка» не очень попадает)
Очевидно, «игрушка» по ряду неизвестных нам обстоятельств просто не может ответить. И тут дело не в диалоге, а в слушателе. Соня говорит не в пустоту!
До тех пор пока читатель не знает, что в сумке что-то живое — она говорит в пустоту)
Первый намек на это — тихий всхлип — не особо считается, так как контекст выстроен таким образом, будто это сама Соня и всхлипнула. Слезу она утирает и все такое, да и по смыслу — вполне логично, что она плачет.
Прямой же намек, что ее ноша живая — только когда сумка дергается. Но к этому моменту она уже рассказала половину своей речи. В пустоту)))
Понятно, что тоже странно, но все равно, намек косвенный и очень слабый. Такой слабый, что даже не считывается
А вот что полумертвый мальчик, кое-как начавший двигаться только к середине ее пути, а до этого валяющийся без сознания, начал вдруг всхлипывать без сознания — мне верится с трудом.
Так что тут косяк в любом случае косяк — никто не мог всхлипывать в тот момент. Так кто же это был, кто-то третий?) Может, с ним велась беседа?
А вообще мне как-то поднадоело. Рассказ-то все равно нормальный.
А что рассказ нормальный, это да!
Мне нравится такая концовка спора ради истины.
Что меня действительно оставляет теряться в догадках — как и где старушенция поймала мальчишку? Ну т.е. зомби-постапок. Если дети с родителями, то старшие их от себя ни на шаг не отпустят. Если без родителей — то их давно уже поели мертвяки. Да и опять же — угнаться за мелким надо — он же в любую щель от преследователя юркнет — фиг достанешь, тем более если речь идет о пожилой женщине. Или мы чего-то не знаем об этой старушенции?
Что еще могло быть лучше: сопровождающая картинка. Сумка по идее не должна уж сразу привлекать внимание, напряжение при таком сюжете должно бы нарастать постепенно, маленькими тревожными звоночками, которые заставляли бы читателя чувствовать себя неуютно. А тут сразу бац! — сумка. Ну, думаешь, раз на картинку вынесли, что-то там неладное с этой игрушкой. И из-за этой установки кое-что важное, что должен был бы получить читатель от рассказа, теряется.
Про разговоры с самой собой тут уже говорили, но я хочу от себя добавить: да, тут это плохо. Ясно, что большинство людей, особенно пожилых, говорят сами с собой, вполне могут предаваться воспоминаниям в духе «мать я всегда была строгая» в воздух. И ясно, что, в общем, не с самой собой она говорит, и когда это понимаешь, да, становится немного жутко, как, полагаю, и задумывалось. Но! Нужно что — нужно учитывать культурный бэкграунд людей, которые будут это читать, а он такой, что каждый второй подумает: «Опять эта ненужная по сюжету болтовня, чтобы ввести в курс дела читателя, что за нафиг!». И будет прав. Она тут именно так и воспринимается. И даже попытка отвести внимание читателя, дескать это с Богом, может быть, старуха-то все время говорила, ситуацию не спасает. Неважно, с кем, важно, что она читателю рассказывает свою историю. А у читателей на такое давно выработался условный рефлекс: закатывать глаза.
В целом: может выйти очень хорошо. Нужно только отточить как следует)
Обязательно читать если:
— не нравятся розовые сопли
— любите постапокалиптику
— любите пожёстче
— объелись сладкого