Владимир Чернявский

Болото

Болото
Работа №385. Работа удалена по просьбе автора

Работа удалена по просьбе автора

+8
02:07
1296
22:17
+3
Я не поклонник жанра, но написано хорошо. Атмосферно. Местами красивости прям на грани фола, правда грани этой не переходят. Есть речевые ляпы, но они не массового характера. Сюжет последовательный, ключевым посылом даже на подумать.
Работа добротная. Плюс.
13:33 (отредактировано)
-1
Наверное, затянутая экспозиция — общая болезнь. Долго, вязко она ползёт, как механог по болоту… И совершенно не меняя темпа, в той же сонной манере, забыв про развитие и кульминацию, переходит в развязку.

Вот герой тоже полз. Ну, дополз. Кучу совершенно не играющих на сюжет персонажей встретил. Ну, с тварью пообщался — расслаблено так, словно за пивом. Пассивно, почти не участвуя в происходящем, понаблюдал за вялой болотной дракой. И пополз обратно. Скука. Тоска. Дайте цвейтопама.

А вот сеттинг сочный, перпективный. И манера подачи колоритная. Эх, к ней бы ещё понимание, как сюжет крутить…
20:15
+2
Атмосферно, красочно и ярко. Написано хорошим художественным языком. Читая про болото и чудовищ, картинка представляется чёткая и живая. Мальчика Лешко жалко, правда. Автор молодец))
22:41
+2
Хороший рассказ. И написано умело. Ошибок вычитки немного, на чтение не влияют. И с юмором всё нормально.
Недостатка всего два. Первый — реальная затянутость и много лишнего в диалогах. И вторая — название.
Ну болото и болото. Коряга и коряга.
Уж лучше бы Коровье Вязло какое-нибудь.))
Автору пожелаю успеха в конкурсе. И мне кажется — шансов у него предостаточно.
Данный отчёт найден на стоянке межевиков, обследующих местное болото для дальнейшей добычи полезных ископаемых. Самих межевиков так и не нашли.

Предварительные данные экспертизы:
Болотистость – 5
Сырость – 5
Юмор – 2
Безысходность – 5
Тлен – 5
Розовые сопли – 2
Страшность – 1
Фантастичность – не обнаружено
Коты – не обнаружено
Шрюпы – около трёх миллиардов самцов
Соотношение потенциальных/реализованных оргий — 2/0

Ночь приплелась на болота шелудивым псом ¬– исхудалым, зловонным, мокрым от вездесущей влаги. Оказалось, на хвост ей наступал дождь: гостем – незваным и осторожным – постучал в замшелую крышу постоялого двора, протиснулся меж битых черепиц, зашлепал по трухлявым доскам пола, робко и неловко. Минуту спустя он осмелел – и зарядил вовсю.

Виталий Валентинович Бианки, приглашённый на экспертизу болота закатил глаза и хрипит уже целых три минуты. Похоже, у него оргазм. Описание природы очень изыскано, даже через чур, потому что повествование ведётся от лица наркомана и алкаша. Эта первая из миллиона ошибок в рассказе.
— Проблема в том, – гремлин откидывается на спинку кресла, – что последняя бригада межевщиков не вернулась с рекогносцировки. Поэтому Глёдхенстаг возлагает на вас миссию выяснить, в чем причина их пропажи, и своевременно уладить… Нестыковки.

У них люди пропали, а они вместо полиции с ищейками отправляют туда ненадёжного человека с низкой социальной ответственностью. Да ещё и всего лишь одного, да ещё и для принятия решения в таком прибыльном деле, как добыча торфа. В этот эпизод надо добавить, что ранее Горьх был первоклассным специалистом именно по всяким тварям, поэтому за прошлые заслуги его и держат. Иначе нет никаких причин посылать именно его.

Под столом я чувствую, как что-то потерлось о мой башмак. Смотрю ¬– а там тваринка размером с кошку. Четыре лапы, щуплое голое тельце, и один-единственный глаз сверкает в темноте. И слышно только, как мелкие зубки шкрябают подошву – методично так, со смаком.

Станислав Владимирович Дробышевский, ещё один приглашённый эксперт, тоже закатил глаза, но не от оргазма. Одноглазье это серьёзная потеря в определении расстояния и шаг назад в эволюции. Один глаз у грызунов вообще лишний и никак не влияет на сюжет, так что смело вставляй шрюпам по второму жёлтому глазу и дело с концом.

Мне выписали поддержанную самоходку ¬– треногу фирмы “Вогельмир”, надежную как гремлинские часы. Местами подернутая ржавчиной, с одной скрипящей лапой, эта характерная старушка всё-таки донесла меня до “Крайнего”.

И для треноги нет никаких причин существовать в мире, где есть нормальные колёса. Но если очень уж хочется оставить эту дичь в рассказе, нужно указать причину её использования. Например, треноги из-за своей высоты и устойчивости (ха ха ха) применяются именно для передвижения по болотам, но в этот раз что-то пошло не так. От переизбытка давления лопнул шланг главного гидроцилиндра, так что теперь придётся ходить по болоту на своих ногах. Это, кстати, объяснит ещё одну неведомую дичь, что Горьх отправился на болото вообще без спец.одежды.

Радим и Габа кивают одновременно, и я не могу понять, кто есть кто.
— Невкусный? – переспрашиваю я. – А у тебя много общего с тем пивом, что я заказал.


Шутка юмора просто супер. И по идее, надо было дальше продолжать линию сурового проводника, как комедийного персонажа, чтобы контрастировать с общим драматизмом сюжета. К сожалению, дальше идут только печальные диалоги и немного крови.

Что может быть хуже ночи на болоте?
Только детский голосок ночью на болоте.


Нет, хуже всего может быть только неведомый замысел автора, который отправил ГГ ночью за странным мальчиком в топи. И, как показали дальнейшие события, совершенно без оружия. Обрати внимание на этот момент. Именно тут отличный рассказ превратился в плохой.

Потому что это совсем не кора. Какая-то зеленая слизь, что гаденько комкуется, если растереть между пальцев. И под ней – выщербленная колонна, бывшая когда-то идеально гладкой.
— Куда ты привел меня, – это не вопрос, это требование. – Отвечай!


Вот и результат. А на что Горьх вообще рассчитывал, топая в кишащее тварями гиблое место?

Повинуясь внезапному импульсу, я снимаю башмаки. Свежий мох приятно холодит сопревшие стопы. Я заношу одну ногу и касаюсь неестественно-голубоватой кромки… И тут же отдергиваю, крепко сжав зубы.

Ладно, посидев над рассказом пару дней, можно самому додумать, что все ужасные твари болота, это лишь иллюзии студенеобразной самки, которая таким образом отпугивает посетителей. Кроме неё и шрюпов тут больше никого нет. Но ГГ об этом ещё не знает, поэтому его импульс сунуть ногу в странную жижу в опасном месте выглядит суицидально.

Кстати, на болоте нет даже комаров, хотя Горьх должен активно отбиваться от них всю дорогу. Комары-то куда пропали?

Я откатываюсь от плитчатого бортика и одним махом распахиваю саквояж. Сую руку внутрь, наматывая на предплечье длинную цепь – с крупными толстыми звеньями. Теперь-то я буду готов! О-о-о, сейчас ты не застанешь Горьха врасплох, одноглазая падаль!

Главный герой всё больше портит себе репутацию героя. Тащить саквояж с цепью, намотать на кулак и ни разу её не применить. Что это за цепь такая? Что она делает, какие у неё функци – так и не было показано. Человек, потаскал с собой цепь туда-сюда, именно так воспринимается этот эпизод.

И эти до боли знакомые глаза – цвета сосновой канифоли и гречишного меда.

Любимое авторами кошачье супергеройское зрение. Ведь фонарь разбит, месяц нифига не горит, а свечение от бассейна контровое. Как пьяный герой-наркоман мог рассмотреть цвет глаз вообще? В дальнейшем свет бассейна меркнет, но все персонажи продолжают бегать и прыгать в полной темноте как ниндзя.

— МЫ не умнее крыс, – подчеркивает чудовище. – Нам и правда не нужно многого – только созидать и собирать память о жизни других. Коллекционировать. Они – шрюпы, как ты говоришь – Наши мужья, Наши сыновья, а Мы их мать и жена.

С самого начала разговора с холодцом рассказ скатывается до днища. Диалоги-объяснялки вместо динамичной бойни и приключений в Старом городе – жалкое зрелище. И не раскрыты причины потребностей экосистемы именно созидать и собирать память. Для чего им заниматься подобной работой? Для чего такой бесполезный для существования твари альтруизм?

Тут легко можно было добавить настоящей научной фантастики, что холодец – это лишь верхняя часть огромного подземного мицелия, проросшего через весь город, а сам организм – искусственный биоробот. Изначально органические соединия на основе грибов использовались вместо кремния для хранения данных. В какой-то момент случилась катастрофа, город забросили, а вот грибок мутировал в мегакластер. Отсюда у него такие основные зачади. Просто же это было изобразить в сюжете? Конечно просто, но почему-то я должен постоянно тыкать писателей носом в очевидные вещи, как новорожденных шрюпов в сфагнум.

— Вы ни черта не знаете, – резко бросаю я. – Эта тварь, может, и выглядит хуже некуда, но она не трогала Лешко. Он сам…

Это лишь слова самки, которая могла и приврать, верно? Никаких причин ей нет говорить настоящую правду. Её задача, использовать лоха в своих целях, что она и делает. А ведь ни Горьх, ни прокачанный Невкусный даже не усомнились.

Также очень большая нестыковка в получении информации тварью. Лешка она декомпелировала, чтобы воссоздать его модель. А Горьх сунул пятку, и на основе его воспоминаний бассейн создал иллюзию умершей жены. Но по логике он должен был создать Горьха. В дальнейшем тварь спрашивает разрешения у наркомана прочитать его, но она ведь уже это сделала.

И я, ошеломленный не меньше, вскидываю кулак с цепью. Челюсть Радима хрустит, тренькает самострел – и щеку обжигает раскаленным железом.

Достаточно было ударить ногой по яйцам и не пришлось бы вставлять в рассказ бесполезную цепь. Рекомендую посетить курсы самообороны для женщин. Напоследок укажу на ещё один мегаляп:

— Нет, это излишне, – поспешно останавливает меня Шрёбер, морща розовый нос. – Будет достаточно ваших письменных показаний. Распишитесь здесь и здесь… Да, именно.

Кроты очень скрупулезно относятся к документации, это было показано в начале, но для закрытия дела достаточно всего лишь слова конченого наркомана. А где гора отчётов, где трупы межевиков? Где протоколы опроса клиентов постоялого двора? Где отчёт по расходу бальзама? Почему не в двух экземплярах? Приехал товарищ, привёз останки шрюпа, которые нашёл на ближайшей помойке и такой крючкотвор как Шрёбер ему сразу поверил? Это полный бред.

В целом создаётся впечатление, что над деталями особо не парились. Есть какая-то идея, сюжет движется, есть хэппи енд, читатели схавают и так.

Итоги экспертизы:

Одна из литературных примет гласит: если рассказ начинается с витиеватой фразы, то никакого внятного повествования не жди. Описание природы красивое, юмор есть только вначале, сюжет построен на идиотских допущениях, критическое мышление у персонажей отсутствует, оргия со студнем и гниющей старухой отсутствует, мир продуман плохо. Рекомендуется понизить рейтинг рассказа на один балл с последующей отправкой автора разнорабочим на торфяной карьер до следующего конкурса.

Дата. Подпись.
Загрузка...
Светлана Ледовская

Достойные внимания