Архаист
1.Крошечный сад
Лето пришло на задние дворы, где среди жёлтых потрескавшихся стен играют дети, где природа представлена тремя травинами на газоне, сделанном из помойки, где из окон убогих коммунальных кухонь раздаются то ужасающие вопли, то дикий смех – как в сумасшедшем доме. Мир пернатых здесь представлен павлинами, сооружёнными одним умельцем из пластиковых пивных бутылок, и эти павлины сидят на пальмах из той же коричневой и зелёной ларёчной тары. Скульптор задворок знал толк и в пиве, и в водке, запахом которых дышат немытые окошки и выцветшие ситцевые занавески. Впрочем, за углом есть аллея зелёных кипарисов, ведущих к морю. Правда, нарисована она на стене руины, где на скамейках собираются крикливые пьяницы. Маленькая квартирка Филярина, располагавшаяся на первом этаже, задним окошком издалека глядела на задворки, но вход в неё располагался со стороны парадного фасада с эркерами, балюстрадой и овальными окнами. Здесь была старинная питерская набережная с чугунными цепями и фонарями. Жилище Филярина, кроме отдельного входа , имело ещё одну необыкновенную особенность : сад. Настоящий крохотный садик в нише, отделённый от шумного бульвара извилистой решёткой из чугунных лилий. Калитка в сад со стороны бульвара была заперта, зато из квартиры сюда вела узкая дверца.
По решётке густо вился плющ, в садике росла сирень и несколько цветочных кустов – правда, саженцы роз из-за тени не хотели распускаться. Сидя в этой сени на скамеечке, Филярин мог невидимо наблюдать мир и предаваться мечтам.
Выражение чрезмерной грусти, свойственной людям, горько обиженным судьбой или весьма впечатлительным, сходило с его лица, когда он наблюдал, как в маленьком саду после дождя цветы и травы поднимали свои головки. Неведомо откуда взявшийся в центре города шмель деловито пасся средь травинок, меж веток показывалась гусеница. Подобно некоему Цинциннатусу, наш герой вкушал радости своей миниатюрной пасторали.
Филярин был архаист; он зарабатывал писанием исторических исследований для нескольких журналов , делал это с отменным качеством , что отмечали редакторы. Отдавая старине всю душу, лишённую иных отрад из-за жизненной катастрофы, он существовал в иллюзорном мире, где лица и слова ушедших веков ближе этих людей, мелькающих за садовой оградой. Из-за чтения инкунабул, фолиантов и пожелтевших ведомостей, наш герой приобрёл манеру изьясняться архаичным языком. Вместе с тем, душу Филярина, втайне жаждущую чуда, переполняли озарённые нездешним светом миры, загадочные образы Питера …и действительно, в ночь с 22 на 23 июня 2017 года наш герой вступил в область Недолжносбывшегося! Потустороннего! Предоставим слово строкам из его дневника.
2. Знакомство с Синими таблицами
« В разгар белой ночи, когда воздух мутнеет, как вода, в которую капнули чуть синих чернил, я сидел в своём садике, напоённом сильным ароматом ночных фиалок, размышляя о непостроенных замках над каналами, существовавших в мечтах архитекторов, и о том гигантском палаццо в стиле Венеции, который мыслил построить в Питере Доменико Трезини, что из Астано. Увы, точных сведений на сей предмет не имеется, лишь аудиенция у сеньора Трезини позволила бы получить их. Ах, льзя ль прельщаться! Могущество Хроноса непреодолимо!
Вдруг по моей голове ударил камешек. Затем второй больно стукнул меня по плечу. Сверху раздался торжествующий визг. В гневе подняв голову, я увидел стоящего на балконе горбатого уродца, который с мерзким смехом метал в меня камни.
Вскричав «Презренный карла, ты смеёшься надо мной!», я вскочил, чтобы наказать обидчика. Конечно, над книжным червем может тешиться каждый ,но замечу – обучаясь в историко-архивном институте, я имел отличные оценки по физкультуре!
Ловко проскочив по галерее, опоясывающей дом, я влез на балкон карлы. В руке у меня была палка, при виде её пигмей заверещал и бросился внутрь квартиры. Я пробежал анфиладой причудливых комнат и увидел карлу в эркере; он прятался за ногами осанистого мужчины. Последний был одет в бархатный черный шлафрок с серебристыми звёздами, вся его внешность обличала нечто странное, необычайное.
-Сударь, ваш альраун нанес мне….- запальчиво начал я.
-Простите несчастного Бенедикта, моего племянника, судьба и так обидела его,- мягко произнёс
незнакомец. -Вы видите, он инвалид. Каюсь, не всегда успеваю уследить за выходками бедняги.
Карлик заковылял в угол, что-то бормоча.
Я огляделся. Обстановка комнат и эркера была загадочной. Старинный позолоченный телескоп Гензиуса глядел в стекло, за коим мерцал спящий город. Тут же – песочные часы, хрустальный шар, камер-обскура, гранёные сосуды синего стекла, реторты, портреты учёных мужей.
- Рекомендуюсь, перед вами - Алхимик, - значительно произнёс обладатель паноптикума.
Я пробормотал что-то об успехах химии за последние четыре столетия, прошедших со времён Парацельсиуса.
Алхимик улыбнулся и учтиво осведомился о моих занятиях. Я ответил, что служу музе Клио и поведал о своих догадках, кои мог бы разрешить только Трезини.
Собеседник устремил в меня магнетический взгляд. Затем он произнёс:
- Вы слышали о Звёздной дороге и существах, населяющих небесную сферу города? Сейчас звёздная белая ночь. И вам знаком этот предмет?
На мраморной столешнице лежала потёртая синяя тетрадь. Открыв первую страницу, я впервые в жизни увидел необъяснимые Синие Таблицы, перевернувшие существование моё. Сейчас, умственным усилием проникая сквозь границу наважденья, я попытаюсь описать их. Внешне они напоминают геометрические или математические таблицы, нанесённые синими значками типографским способом. Нечто подобное – таблицы синусов или тангенсов (кажется, Брадиса), прилагавшиеся к школьным учебникам. Итак, взору моему предстаёт труднопостижимое сочетание цифр, нанесённых вразбивку. Я гляжу на эти строки…и начинаю читать их. Неведомая сила втягивает меня в эти строки, томительное чувство растёт в душе.9904… 4848…3313….?,не знаю, на какой цифре меня поглощает эта странная спираль …столбцы тают в глазах…растворяюсь и я…
ВСЁ ВОКРУГ ЗАСВЕРКАЛО
3. Тени великих
Я сидел внутри хрустального фонаря с нестерпимо сверкающими гранями. Ярко-синие, пронзительно-зелёные, фиолетовые вспышки окружали меня. Сквозь стенки фонаря всё еще был виден город, открывающийся с высоты, с его чёрными громадами, но тёмно –синее небо над Питером сказочно преобразилось. Оно жило и было наполнено призрачным движеньем, сотни мерцающих серебристых дорожек протянулись от шпилей, колоннад, башен и крыш, по ним в астральном рассеянном свете над провалами площадей и улиц гуляли люди. Лица их были озарены ; в нарушение законов оптики я мог рассмотреть даже самых дальних, и иных узнавал. Вот по дорожке от балкона дома в Коломне идёт Александр Блок – высокое чело в свете звёзд, вьющиеся волосы, артистический бант, мечтательный взгляд поэта; вот у дворца на Фонтанке на неизмеримой высоте стоит над сверкающей водой молодой Орест Кипренский в художнической блузе, а посмотрев дале, я узнал другого гения –святый Боже, как тяжела была его судьба, творец умер в каморке, но тут он идёт, как ангел света, над городом, в котором страдал и любил. А над лаврой в небе застыл гигантский всадник.
Душа моя наполнилась восторгом и страхом . Вдруг я увидел серебристую дорожку в воздухе, ведущую от нашего балкона.
Раздался грозный голос Алхимика:
-Иди к своей цели и ничего не бойся! Раз в году дорога открыта для тебя!
Я ШАГНУЛ.
Открыв створку, шагнул на призрачный луч над улицей. По человеческой привычке, сначала держался за ограждение. Но нечто вроде резиновой дорожки упруго держало ноги.
Я шёл над зачарованным Питером. По улицам бегали машины, здесь же шумел непролазный бор. Над Смольным собором возвышался гигантский пик колокольни, так и не построенной Ринальди. Фигуры на храме Спаса шевелились, особенно жуток был василиск. Город гигантских арок и колоннад, циклопических статуй, озарённых нездешним астральным светом дворцов был настолько великолепен, что я всей душой понимал: ТАКОГО нельзя видеть смертному! Моя дорожка пересеклась над Васильевском островом с другой лунной тропой, по которой не спеша шествовал солидный муж в ботфортах.
- SfortunatoDomenico, come è difficilecostruirenellepaludidisanPietroburgo ( Несчастный Доменико, как трудно строить на болотах Петербурга) – бормотал путник.
Рванул вечер, прогнав тучу…лучи небесных светил ярко озарили бледное чело и чёрные как смоль волосы, страдальческую гримасу на лице.
-Синьор Трезини, какой гигантский дворец вы хотели построить в этом городе?- спросил я.
Зодчий устремил на меня пронзительный взгляд… Дальнейшее я описать не в силах, как будто что-то внутри беседовало с тенью великого. В силу непостижимого психического феномена я не помню отдельных выражений и интонаций, с коей произносились фразы, но вместе с тем усвоил всё до мелочей. Сколь тяжела была застройка, какие кварталы и дворцы довелось спроектировать и возвести ,как много ошибок было. И как в мечтах и на бумаге остался главный проект palazzo di san Pietroburgo, петербургского Дворца дожей, уходящего в небо. Под эту вавилонскую башню был заложен циклопический фундамент из обтесанных гранитных валунов, впоследствии засыпанный. Он находится на глубине двух саженей близ…
Зелёной звездой что-то вспыхнуло рядом , раздался голос Алхимика, визг карлы…
-Timere longius ire, - прозвучало на прощанье.
Я вновь оказался в эркере! Волшебный хрустальный фонарь погас, вокруг были знакомые апартаменты.
-Timerelongiusire- цитата из Вергилия , - сказал Алхимик, - означает «бойтесь заходить далеко». Запомните это! Надеюсь, путешествие по звёздной дороге не прошло для вас зря. Прощайте! Может быть, увидимся через год.
ЭПИЛОГ
Исследование о непостроенном Дворце Дожей в Петербурге вызвало сенсацию; потребовали доказательств, я предложил провести раскопки, их не разрешили, но геосканирование обнаружило тот самый гигантский фундамент на глубине четыре метра! Кроме того, я обнаружил в архивах подлинник проекта. Мои статьи напечатали; на какое-то время я стал богат и популярен. Прошла осень и зима, всё улеглось, весной я провёл огородные работы в своём садике, подсыпал земли , кстати, там расцвели розы…
Неоднократные попытки проникнуть в квартиру Алхимика и карлы на пятом этаже были безрезультатны, на звонок никто не открывал, на балконе никто не появлялся. Иногда я думаю: а была ли вся эта чудесная история? По вечерам я как прежде сижу в своём садике и поглядываю в небо. Уже в разгаре белые ночи. Может быть, осветится волшебный эркер и пролягут в небе серебряные дорожки?
Ему место в большой советской энциклопедии выпуска 1918 года максимум!!!
Потом, начали пивными бутылками, закончили архаичной, непонятной хренотой.
В печь!
и бросился внутрь квартиры — а я не очень уловил, ГГ в чужую квартиру влез?
Обстановка комнат и эркера была загадочной. — очевидно, да, но это не очень ясно из текста.
устремил в меня — на меня? Или вы имели в виду именно «в»?
синее небо над Питером — вот знаете, на мой вкус слово «Питер» несколько не соответствует выбранному стилю.
Дааа, профессионал на конкурсе, наконец-то! Стиль — конфетка! Атмосфера в наличии. Тематика далековата от меня, но пару раз пришлось погуглить — и за это вам спасибо. А то что некоторые не знают слова «анфилада» — да Бог им судья.
Хотя могу и ошибаться.
Все слишком субъективно))))
Я так понимаю это руины в единственном числе?)?)?))))
Он что все комнаты сразу видел?
И еще столько же огрехов.
Для профессионала это слишком много.
Дальше уже не прокатило…
Про руину уже сказали.
По комнатам он долго бежал, так что видел, если не все, то многие.
В никуда претензии.
Я заходил читать рассказ с предвзятым отношением (из-за комментариев, которые в основном всегда верны), хотел и сам поставить кол, однако… все оказалось немного не так, как пишут.
Я не есть истина в крайней инстанции.
Но я имею право на своё мнение.
Не понравилось.
Просто не нравится и все)))))))))
Я допускаю, что мое мнение может быть субъективным и несовершенным.
Но это не отнимает его право быть, и быть высказанным.
На цвет и вкус все фломастеры разные)))))
Люди!!!
ОКНА!!!!!!!!
ОКНА!!!!!!!
какие на фиг окошки?????
Кто он был????
Может архивариус?
Нет?
Пришлось гуглить — архаист человек который пишет подражая приемам и стилям ушедших в небытие веков.
И как его читали современные читатели?
Я очень люблю Санк-Петербург, и только из-за этой любви не поставлю минус.
Мало что понял из того, что хотел сказать автор…
Не понравилось.
P.S.
Выпускник историко-архивного института получает специальность АРХИВАРИУС!
«Филярин был архаист; он зарабатывал писанием исторических исследований для нескольких журналов, делал это с отменным качеством, что отмечали редакторы. „
То бишь не род деятельности ГГ данным словом характеризуется, а его душевные склонности)) Точка с запятой же)
Если это предположение верно, то предложение, вероятно, стоило бы перестроить. Или хотя бы разбить на два независимых.
(и дальше как раз расшифровка: “Отдавая старине всю душу, лишённую иных отрад из-за жизненной катастрофы, он существовал в иллюзорном мире, где лица и слова ушедших веков ближе этих людей, мелькающих за садовой оградой.»)
Впрочем, моя догадка может быть и неверна, и в формулировке просто откровенный косяк.
1.сторонник направления в русской литературе начала XIX века, считавшего необходимым формирование русского литературного языка на основе консервативного исторического подхода, используя традиционную национальную основу;
2. писатель или художник, подражающий формам, приёмам и стилям мастеров прошедших эпох;
3. человек, часто использующий в своей речи устаревшие, архаичные слова;
4. человек, изучающий старинные, древние вещи.
То есть даже гугл и словарь в понимании некоторых слов не поможет.
А эркеры с анфиладами и у Сапковского встречаются. Ничего, читают:)
Мнение мое, что никогда не стоит писать термины ориентированные на архитекторов или кого там еще в популярной литературе. Их стоит писать в тех-заданиях или раз у нас тут фантастика, а не сводка статей к новой редакции энциклопедии, обыгрывать их тут же, не оставляя собственного читателя невеждой, НО, но на самом деле, просто усыпляя его.
Ех(
Внемли! О таинственный автор.
ивариусуаисту.Я придерживаюсь мнения, что если того требует сюжет, то в литературном тексте (а тем более фантастическом произведении) должны быть термины. Ну чтоб читатель чувствовал, что всё здесь по уму, а не абы как приплетено.
Аааа помню. Да-да.
Писать качественный, взвешенный текст на конкурс фантастики про бабок в поликлиниках — ууууу. Лучше уж засыпать все медицинскими терминами
И их здесь не горсть, а весьма дозировано, кстати)
Я кстати инженер-проектировщик, но даже мне многие термины были не понятны. И это не значит, что я плохой специалист в своей области, просто нам и в университете про это лекций не читали.— Эй, что стоишь? Подавай колумбус и кувалду!
Игнат схватил шабер, протянул напарнику, чем вызвал новую волну негодования. Наконец он спустился сам и, прислонив голову к волку самостоятельно принялся проверять посадку.
— Все гровера посрезало, наверно придется на шлепера идти к Ваньке.
— Не ной! — цыкнул Михалыч. — Скоро появится бригадир и будем на адьюстаже работать, там явно полегче.
А в это время, двухсоттонный кран перевозил над их головами Барсик.
Откуда вам знать, в пылу чего запятые поехали?
Веда, вы себе льстите. Из вас тролль, еще хуже чем из меня. Ваши издевочки, вот как на духу сообщаю, настолько же очевидны, как фонарный столб с киловатной лампой во тьме.
А да. Я не тот кто любит посраться. меня не прет. Вот поржать, приколотся — ко мне.
Говорю сразу: меня впечатлило. И дело не в раскидистых словесных садах, выращенных здесь Автором. Дело в создании настроения (вполне допускаю, что это моя личная фигня))) Музыка, мечта, звёздная пыль.
И поскольку я тут достаточно накапала мёда, начну с минусов.
1. Вступление от автора и дневник архаиста написаны одним и тем же высокопарным слогом. Зачем?
2. Чуть-чуть иронии не помешало бы. Мне местами казалось, что она где-то есть. А вроде и нет))))) Спасибо, что «Питер» остался «Питером» среди всех этих «я сидел в своём садике, напоённом сильным ароматом ночных фиалок». Кстати, садик —
3. Мало текста. Серьёзно. Тут надо было баян растянуть посильнее. Объём же позволял.
4. Кульминация(((( Встреча с архитектором — самая слабая часть, по-моему. Тут должен был быть аккорд. Второе дно. Какой-то сакральный смысл. Или намёк.(((((
Плюсы.
1. Язык. Меня не испугать этими многослойными антикварными композициями. Я такое люблю и уважаю. Тут, конечно, можно на «раз и два» скатиться в «кисельные реки, молочные берега». Но Автор умелую рукой вензеля выводил.
2. Тема. Люблю такое Гофманом повеяло. «Тени великих» — прекрасно. «Крошечный садик»))))) Питера волшебного было мало!
3. Энергия. Всё дышит, пульсирует.
СПАСИБО!!!
P.S. Не оставляет впечатление, что тут чего-то не хватает. Как будто не дописано что-то важное. Не сумею сказать Что — пока не поняла.
Нет сюжета. Рассказ начинается, там происходит что-то и все. Описаны описания и произошедшее произошло.
Главный герой тоже изъясняется изящно и музыкально, под стать обычаям тех эпох, о которых писал в своих работах. Читала и наслаждалась.
В таком крохотном объёме уместились целых три части, совершенно отличных друг от друга. Да, вычитка ещё требуется, но сюжет, идея, а главное — вот это:
— Иди к своей цели и ничего не бойся!
Во время чтения буквально отдыхала душой, внимая музыке слов. Может, это и архаично, но это прекрасно! Хотя с названием профессии действительно вопрос: выпускник историко-архивного института таки архивист.
Название «Питер» очень выбивается из общего стиля. Может, так и говорили с самого основания города, но это просторечное название, совершенно не вписывающееся в предложенный стиль.
Фантастическая тема очень понравилась, сама частенько мечтаю вот так пообщаться с теми, кто жил до нас. Плюсик однозначно.
Цифирь из Синих таблиц почему-то растворяет господина Филярина.
После, растворённый, он сидит в хрустальном фонаре и подглядывает за тенями «великих». За этим недостойным занятием его застукивает невесть откуда появившийся Алхимик (очевидно это фамилия, раз с большой буквы) и грозно велит Филярину пройти по серебристой дорожке, которая протянулась над Питером. Тут оказывается, что не один Филярин гуляет по лунным тропам. И вдруг «але оп» — эпилог.
Я выдохнула, и здесь меня осенило: это шедеврозное творение можно читать с конца, с середины, или сначала только нечётные абзацы, а потом — чётные. Ей-бо, результат один и тот же. Это не текст, это Синие таблицы. Главное, читая, не растворитесь ненароком
Кстати, выпускник историко-архивного института — архивист, а не архивариус
Это короче калька для инженерных чертежей, в прошлом. Если, конечно, это не фантстический элемент рассказа)
Синька…
На РЭМах делали…
Там еще такой фотобарабан см. 50 в диаметре и длинной около метра…
Ура, я тоже к тайне приобщился))))
Проще говоря, тяжеловато это читать. Нет, я понимаю, именно под это и заточен рассказ. Он полностью оправдывает свое название, и мое почтение человеку, сумевшему написать такое. Я бы не смог. Очень много слов, о которых я имею лишь смутное представление, очень много полузнакомых и совсем не знакомых имен… И в этом довольно серьезная опасность для рассказа. Среднестатический читатель не очень любит чувствовать себя невежей, знакомясь с произведением. В данном же случае эта участь будет ждать процентов девяносто от общего числа всех читателей.
Понравилось описание окружающего мира. Автор использует глубокие, яркие и очень реалистичные образы. Создается даже впечатление, что ты сам в один момент сидишь в саду на лавочке рядом с Филяриным и вдыхаешь аромат только что закончившегося дождя… а в другой момент уже крадешься за ним же по звездной дорожке, трусливо держась за поручень и ошарашенно оглядываясь по сторонам.
Но вот сами герои прорисованы весьма посредственно. Во всяком случае, ничего особенного ни в Филярине, ни, тем более, в Алхимике или ком-то еще — я не увидел. Впрочем, это, может быть, уже просто мои придирки.
В любом случае рассказ хорош. Тяжеловат, но хорош. Если я бы и стал забирать 1-2 балла, то исключительно за сложность восприятия текста. И за ощущения собственной интеллектуальной неполноценности. :)
однимумельцем из пластиковых пивных бутылоки
этипавлины сидят на пальмах изтой жеТАКОЙ ЖЕкоричневой и зелёной ларёчной тарыПравда, нарисована она на стене руины, где на скамейках собираются крикливые пьяницы. не понял, где скамейки расположены? на стене?
особенность : пробел не нужен
Настоящий крохотный садик в нише, отделённ
ыОй тут лучше написать отделенной (про нишу)Сидя в
этойсени на скамеечкеВыражение чрезмерной грусти, свойственной людям, горько обиженным судьбой или весьма впечатлительным, сходило с
еголица, когда он наблюдал, как в маленьком саду после дождя цветы и травы поднимали свои головки.журналов ,, качеством, , « В пробел не нужен и так далее по тексту
Вдруг по
моейголове ударил камешекЗатем второй больно стукнул
меняпо плечу.В гневе подняв голову,
яувидел стоящего на балконе горбатого уродца, который с мерзким смехом металв менякамни.карлы. В руке у меня была палка, при виде её пигмей так пигмей или карлик???
мне…. лишняя точка
3313….? тут тоже лишняя и? не так ставится с многоточием
с препианками надо работать