Микротренинг для писателей №52, или крохотное упражнение для служителей муз по счету шестьдесят без восьми: Перифраз

А мы продолжаем! И сегодня на очереди мой, пожалуй, любимый троп, хотя почему это так, я вряд ли сумела бы объяснить, ведь на самом-то деле использую я его редко. Потому что этот троп, вообще-то, трудный.
Перед вами Микротренинг для писателей №52, или крохотное упражнение для служителей муз по счету шестьдесят без восьми!
Как вы могли догадаться (а также прочитать в заголовке), темой сегодняшнего выпуска будет перифраз.
Как говорит нам И.Н. Сухих ("Структура и смысл: теория литературы для всех", АЗБУКА, 2016), под перифразом в художественном тексте понимается следующее:
"Перифраз (греч. «окольная речь, пересказ») – замена слова, прямо обозначающего тот или иной предмет или явление, иносказательным, описательным выражением; указание одного или нескольких признаков этого предмета (полночное светило – луна; колыбель революции, вторая столица, город на Неве, Северная Пальмира и т. п. – Петербург). Перифраз, как правило, развитая, развернутая метонимия. Перифраз характерен для книжной и публицистической речи".
Тут, смотрите, фишка какая: не улететь в метафору. Например, полночное светило - это перифраз, а небесная глазунья - метафора.
Чтобы понять, зачем вообще перифраз нужен, давайте посмотрим на его функции, снова из книги Сухих:
"Функции перифраза:
а) создание высокого стиля (в одах ХVIII века и последующих подражаниях-стилизациях);
б) создание эффекта поэтичности, лиризма (у Карамзина и других сентименталистов);
в) ироническое обыгрывание, пародирование лиризма, переходящего в жеманность (вместо «юная питомица Талии и Мельпомены» скажи просто «молодая актриса» – Пушкин);
г) борьба с тавтологией и грубостью словесного выражения; в первом случае перифразами заменяют часто повторяющиеся слова (автор «Войны и мира» - Толстой), во втором – слова, неудобные к употреблению, грубые, вульгарные и пр.; такой перифраз называется эвфемизмом («этот стакан нехорошо себя ведет» вместо воняет – Гоголь)".
И, как всегда, куча примеров перифраза для вдохновения.
Всем известная классика:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
"Люблю тебя, Петра творенье", А.С.Пушкин.
Понятно, что перифраз ну очень часто используется в поэзии:
Не забывший, как судьбы разведать по рунам надзвёздым,
Ворон, вещая птица Славян,
Вестник Одина, зрящий, как в мире,
Расстилается сумрак ночной, каждый день простирается шире…
«Ворон», К. Д. Бальмонт.
На скользком поприще Тимковского наследник!
Позволь обнять тебя, мой прежний собеседник.
Недавно, тяжкою цензурой притеснён,
Последних, жалких прав без милости лишён…
«Второе послание цензору», А.С.Пушкин.
Но и в прозе примеров достаточно:
Из разрывов между тучами периодически вырывался пучок солнца (А. Уткин).
Презирая стражей дорог и защищая права пешеходов (З. Прилепин).
Последнее, о чем следует не говорить, а просто кричать, - это о безобразном обращении с Окой - чудесной, второй после Волги нашей русской рекой, колыбелью нашей культуры, родиной многих великих людей, именами которых гордится с полным правом весь наш народ (К. Г. Паустовский).
Но больше всего примеров использования перифраза можно найти в публицистике или в повседневной речи. Это не значит, что их использование в ваших художественных произведениях будет дурновкусием - в конце концов, так могут говорить ваши герои.
Несколько очевидных примеров:
- голубая планета (Земля);
- чёрное золото (нефть);
- второй хлеб (картофель);
- король грибов (белый гриб);
- корабль пустыни (верблюд);
- стальное полотно (железная дорога);
- канцелярская крыса (чиновник);
- вечный город (Рим);
- вечер жизни (старость);
- хозяин тайги (медведь);
- наши младшие братья (животные).
Итак, фронт работ (что, кстати, не перифраз, а как раз метафора) ясен. Что имеем на сей раз:
1. Тема - "Перифраз".
2. Специальное условие: вы должны использовать в ваших семи предложениях не менее двух-трех перифразов.
3. Ограничение объема - семь предложений.
Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 23.07.2021 включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос.
Успехов и удачи!
Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.
P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.
По результатам микротренинга для писателей №50 подарочки от меня получают Vekra за прекрасное использование большого количества синекдох иГроссмейстер за прекрасную наблюдательность, крайне важную для писателей.
Полетели
А где-то в пелене соленых вод, морские странники совершали колебательные движения, но заколебались.
Глядя на это, морские бобры, нарядившись в вязанные изделия от носков до колен, экспроприировали десятилитровыми емкостями плоды сибирских исполинов.
Увидев это жена неядовитого пресмыкающегося укусила своего супруга. Пресмыкающийся решился на развод.
Тезка Македонского передвигалась по проезжей части и употребляла в пищу кольцеобразное хлебобулочное изделие.
1) Выделяйте, пожалуйста, то, что задумывалось как перифраз.
2) Тренинг у нас #7_Предложений, это число надо соблюдать) Ограничение объема ставится с обеих сторон, и в плюс, и в минус.
Не слышала такой. Спасибо)
На мой взгляд, несколько здесь есть:сын Гомера (не совсем точный перифраз, если скороговорку не угадать, грек однозначно не читается — по сути, это был бы перифраз для одного из реальных сыновей Гомера, Ашкеназа, Репата или Тегарма, например, или — о ужас! — аж для Барта Симпсона), многоногий отшельник, морские странники, сибирские исполины (хотя, если бы не скороговорка, кедры бы тут тоже однозначно не читались), неядовитое пресмыкающееся (та же ситуация, что с сибирскими исполинами), тезка Македонского (тоже не совсем точно, потому что формы «Саша» во времена Македонского не существовало, а Александр и Александра, формально, не совсем тезки, это мужская и женская формы имени) и, как ни удивительно, вязаные изделия от носков до колен и кольцеобразное хлебобулочное изделие (в определенных жанрах и стилях они будут хорошо играть).
Много метафор: водная артерия (зачем, кстати, вообще слово «планета»?), зеркальная гладь, пелена вод, морские бобры (как ни странно). Сибирские исполины, конечно, метафора тоже, как и многоногий отшельник.
На крыльце дачи возле пустых мисочек сидели два кота.
— Похоже, там ваша пушистая общественность проголодалась. Привет, сестренка, — сказала Ольга, войдя в дом.
— Привет, как ты кстати приехала! Сходишь с детьми на пляж, пока я обед готовлю?
— А где они, огородную повинность отбывают, что ли?
— Как же, жди: эти герои галактики с боем захватили папин ноут и теперь шляются по виртуальным мирам.
С перифразами как: пустишься в излишнюю поэтичность — получишь метафору. Чуть приземленнее — получишь, конечно, перифраз, но неказистый. Например, если бы вместо «героев галактики» сестра Ольги назвала детей «внуками нашей матери».
Герои галактики, кстати, это еще и ирония, последний троп, про который будут микротренинги, все еще впереди)
Довожу до вашего сведения, что мой сосед, Иванов И.И., совершенно не способен соблюдать правила общественного порядка.
Во-первых, каждое воскресенье в 8.00 он включает перфоратор, тем самым прерывая мое общение с Морфеем.
Во-вторых, когда я вежливо попросила его воздержаться от проведения работ по облагораживанию своей квартиры в столь раннее время, он высказался весьма нелицеприятно в мой адрес, обложив меня идиоматическими выражениями непечатного характера.
В-третьих, на мои замечания он отреагировал самым вопиющим образом. Он предложил засунуть мои претензии в ту часть тела, на которой нормальные люди сидят и которую в приличном обществе не принято упоминать.
В связи с вышеизложенными фактами прошу принять самые серьезные меры к Иванову И.И.
хотя мне часто кажется))))
облагораживание квартиры — в данном контексте тоже перифраз, почти эвфемизм
идиоматическими выражениями непечатного характера — эвфемизм, а потому перифраз
ту часть тела, на которой нормальные люди сидят и которую в приличном обществе не принято упоминать — аналогично
самое сложное- действительно, вывалиться в метафору((
В приёмной психолога Иванова ожидала приёма разношерстная компания:
робкий ловелас Серж, неугомонная нимфоманка Аллочка, поэт-нытик Слава и сурово-занудный критик Новоявленский.
Все четверо заметно нервничали, бросая неприятные взгляды друг на друга и недоумевая, куда подевался доктор психологических наук.
Последователь Фрейда наблюдал за психами через замочную скважину дубового шкафа в приёмной; у Иванова уже затекли конечности, ныла спина и заканчивалось терпение.
Похоже, каверзный план Иванова провалился: клиентура избегала не то что дебатов, а даже банальных разговоров, а ведь лекарь человеческих душ рассчитывал, что Аллочка соблазнит-таки Сержа, а Новоявленский добьёт Славу.
Предположения психолога были прерваны самым обычным обмороком из-за кончившегося кислорода, так что доктор без сознания просто вывалился из заточения.
Придя в себя, научный деятель обнаружил на своем животе Аллочку, пытающуюся сделать ему искусственное дыхание; рядом сидел Серж и нежно держал психолога за руку; Слава строчил явно гениальную нетленку, а Новоявленский орал в трубку телефона, критикуя диспетчера«неотложки».
Иванов решил, что это неожиданный, но довольно любопытный результат исследования, заслуживающий отдельного упоминания в его новом научном труде.
Но, конечно, ждем нашу щедро делящуюся своей мудростью, т.е. Лис Уильямс)))
Последователь Фрейда — опять скорее всего ирония, если только Иванов реально не фрейдист. Тогда перифраз.
психами — я даже не могу определить, что это такое. Оскорбление? Стертая метафора? Они ведь реально психически нездоровыми людьми не являются, иначе психолог направил бы их к другому специалисту.
конечности — не перифраз, это буквально обобщенное название рук и ног.
клиентура — метонимия. в чем разница? я бы сказала, в степени художественности обобщения.
лекарь человеческих душ — вот это похоже на перифраз, хотя с явной метафоричностью
заточение — метафора
научный деятель — перифраз
нетленка — ирония
неотложка — мне кажется, вообще не троп. просторечие.
научный труд — перифраз
с научными степенями поняла. они перфраз, если человек действительно носит это звание (у меня задумывалось, что носит, но в тексте это не обозначено. можно было в начале впендюрить бронзовую табличку с перечислением всех званий)))
остальное да, невнятненько получилось.
Неугомонная нимфоманка — такое же противоречие.
Доктор психологических наук — не вижу вообще никакого художественного приёма, слишком мало контекста. Точнее, его совсем нет.
Психи — скорее оскорбление, а никак не какой-либо художественный приём.
Конечности — просто синоним.
Идея произведения интересная, но причёсывания требует.
Было бы интересно?
Идея отличная.
Когда рухнул железный занавес, оберегавший нашу нравственность от тлетворного влияния Запада, ошалевший от свободы советский человек рванул на волю.
Нет, не сразу рванул, потоптался на месте какое-то время, почесал репу: восстанавливать страну или же сразу новую строить; даже начал руины разгребать, а потом махнул рукой — гори оно всё синим пламенем! — жизнь-то одна, надо успеть мир посмотреть, пока дозволяют.
Я, подзаняв у друзей кто сколько может, выбрала самое дешëвое направление — страну пирамид.
Дух захватило от восторга: Каир, Гиза, Сахара, Нил, Суэцкий канал, Красное море, которое на самом деле синее-пресинее.
Поплавала я среди коралловых рифов (какие рыбки удивительные!), покаталась на облезлом двугорбом транспорте (высоко, блин!), на пирамиды залезть не удалось — стражи порядка добросовестно бдили за порядком.
Нил цвета хаки, по которому мы плыли на катере, манил прохладой, и на мгновение показалось, что мы перемещаемся по реке времени: вон там, за поворотом — светлое будущее, а сзади — века могущественной цивилизации.
— Нет-нет, купаться нельзя, великая река не только самая длинная, но и самая грязная!
Запад — метонимия (до перифраза не дотягивает, он должен быть развернутой метонимией)
репу — метафора
мир посмотреть — метонимия
страна пирамид — йес, перифраз!
двугорбый транспорт — перифраз
стражи порядка — перифраз, но тут получается не очень удачный повтор, скорее тавтология, чем юмор
великая река — перифраз
В общем, какое-то время раскачивались, но потом все получилось) Мне еще очень «Нил цвета хаки» выражение понравилось.
Я сейчас не буду выделять все, что задумывалось, как троп, посмотрим, что найдут участники. Это разминка, поэтому тропы могут быть самые разные, в дальнейшем, если формат зайдет, наверное, буду сочинять специально под тему микротренинга.
Семь предложений для анализа:
Вечный город – третий – ласкает светом и ранит западным ветром. Восемь тысяч зенетов до Средиземного моря, и тьма не придет – долго, долго. Жарко, словно июль, а едва расцвела сирень. Душно, больно, и одиноко, и невозможно.
Брошу все на свою удачу, сделаю ставку. Не все ль равно: пуля в барабане, яд в пузырьке с таблетками.
Или эти цветы.
Предлагаю в комментариях указывать, какое слово или фразу вы считаете тропом, и каким именно. Поехали
Вечный город – третий — перифраз
ласкает светом и ранит ветром — олицетворение, т.е. метафора.
Восемь тысяч зенетов до Средиземного моря, и тьма не придет — вот не знаю, аллюзия, наверное.
долго, долго — лексический повтор.
Жарко, словно июль — сравнение.
а едва расцвела сирень — возможно, перифраз «мая», а возможно, антитеза: весна — жара.
Душно, больно, и одиноко, и невозможно — градация? Вот градацию, кстати, я редко могу с уверенностью обозначить.
Брошу все на свою удачу, сделаю ставку — метафора.
Последние два предложения — парцелляция.
Уфф, все!
Вечный город – третий — перифраз, конечно, который усиливается следующим за ним олицетворением, потому что оно подчеркивает метонимичность
ласкает светом и ранит ветром — олицетворение, да, но тут есть и кое-что еще
Восемь тысяч зенетов до Средиземного моря, и тьма не придет — аллюзия, конечно, но еще кое-что есть
долго, долго — лексический повтор, да
Жарко, словно июль — сравнение, да
а едва расцвела сирень — скромная антитеза
Душно, больно, и одиноко, и невозможно — градация, я даже немного в шоке, что заметили)
Брошу все на свою удачу, сделаю ставку — метафора, да
Последние два предложения — парцелляция как она есть
Онлайн-собеседование.
От беспокойного разговора между Иваном и его матерью город на Неве вот-вот затрясётся.
— Да, я не отрицаю, что выставил себя в наихудшем свете, ну и что? Ещё не всё потеряно.
— Хватит языком трепать, ищи другую работу!
Только что Иван поведал маме о том, как прошло его онлайн-собеседование. Тогда он рассказал о своём журналистском опыте, не забыв упомянуть обширные статьи о вожде
мирового пролетариата и королях корейской поп-музыки. Всё бы ничего, но после успешного общения он не выключил камеру и закурил косяк.
город на Неве — перифраз
в наихудшем свете — подозреваю, что «в (прилагательное) свете» — стертая метафора
языком трепать — фразеологизм, в основе, скорее всего, стертая метафора
вождь мирового пролетариата — перифраз
короли корейской поп-музыки — вообще похоже на перифраз, но однозначно не считывается, идет ли речь о конкретной группе (подозреваю, что BTS) или о популярных корейских певцах в принципе
История, конечно, жизненная) Ох уж эта забывчивость!