Микротренинг для писателей №51: Синекдоха, или целое и его части
Так-так-так) Давно у нас не было микротренингов. Так как в произаческих тренингах тоже небольшой перерыв, я решила, что будет уместно выпустить новый.
Пойдем, что называется, по накатанной, и продолжим столь печально прервавшуюся серию по литературным тропам.
Перед вами микротренинг для писателей №51!
Сегодня мы поговорим о синекдохе. Это такая интересная штука, которую некоторые считают разновидностью метонимии, другие - самостоятельным тропом. Для нас, как для практиков литературы, это значения не имеет.
Сначала вновь выдержка из книги "Структура и смысл: теория литературы для всех" (АЗБУКА, 2016) Сухих И.Н., так по ней и идем:
"Синекдоха (греч. «соотнесение») – перенос значения с части на целое или с целого на часть, в том числе употребление единственного числа вместо множественного («Швед, русский колет, рубит, режет» – изображение Полтавской битвы у Пушкина). Синекдоху считают разновидностью метонимии или самостоятельным, отдельным тропом.
Метафору, метонимию и синекдоху можно наглядно представить в виде фрагмента, эпизода воображаемого кинофильма. Метафора – это монтаж, столкновение двух кадров-значений, производимое создателем метафоры. Метонимия – панорама, сдвиг воображаемой кинокамеры. Синекдоха – укрупнение в кадре, выделение детали".
То есть что? Правильно, синекдоха гораздо проще метонимии для понимания и сознательного применения. Вот и потренируемся.
Еще немного теории и примеров из вот этой замечательной книги, которую всем рекомендую:
Эффективное речевое общение (базовые компетенции) : Словарь-справочник. Электронное издание / Сибирский федеральный университет ; Под редакцией А.П. Сковородникова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014. – 852 с. – ISBN 9785763830422.
Даже если мы примем, что синекдоха - это вид метонимии, у нее самой есть несколько видов. Посмотрим:
"В лингвистике выделяются типы С.(синекдохи - прим. Лис):
- называние части вместо целого: < . ..> белое платье пело в луче (А. Блок);
- употребление ед. числа в собирательном значении: Ходит немец по тропе, / Слёзы так и капают (Красноармейские частушки);
- употребление общего вместо частного: Даже начальство изъяснилось, что это был чёрт, а не человек (Н. Гоголь);
- употребление родового названия вместо видового: [в обращении к солнцу] Ну что ж, садись, светило (В. Маяковский);
- употребление мн. числа вместо ед., собственного имени в значении нарицательного: Осмеём и к охотнорядским Шопенгауэрам в науку отдадим (А. Чехов)" (Смолина, 2014).
Забавность: вот в примерах выше светило я бы отнесла к перифразу. Но, оказывается, это синекдоха.
Еще примеры из того же справочника:
- "Мы все глядим в Наполеоны (А. Пушкин);
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром /Москва, спалённая пожаром, / Французу отдана... (М. Лермонтов);
- Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н. Гоголь).
- <...> Чичиков скоро заметил какую-то фигуру, которая начала вздорить с мужиком, приехавшим в телеге. Долго он не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик <...> (Н. Гоголь).
- Вечер. По улице идёт пёстрая толпа, состоящая из пьяных тулупов и кацавеек (А. Чехов);
- Ресницы синие. Ноздри сиреневые. Губы оранжевые. <...> И весь этот хаос и игра красок озаряются мудрым выражением тусклых серых глаз. Глазам пятьдесят четыре года (Тэффи)" (Смолина, 2014).
Такие дела
Попробуем?
Итак, что мы имеем на сей раз:
1. Тема - "Синекдоха, или целое и его части".
2. Специальное условие: вы должны использовать в ваших семи предложениях не менее двух синекдох.
3. Ограничение объема - семь предложений.
Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 16.06.2021 включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос.
Успехов и удачи!
Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.
P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.
По результатам микротренинга для писателей №50 подарочки от меня получают Танита Бахворт и Stas за большое количество хороших метонимий)
Полетели
Давненько я не
брал в руки шашекучаствовал в Вашем микротренинге, уже руки чешутсяОчень интересная тема! Спасибо!
гений с утраи так все знаю.— Это обязательно! Спасибо)
благодарю!!!
Попробую синекдохами поиграть.
Настя пробралась между грядками с клубникой и присела на корточки рядом с дедушкой, который собирал ягоды.
— Деда, а зачем ты и в миску, и в корзинку собираешь?
— А это я и для нас, и на продажу: вчера-то за чаем и не заметили, как миску съели, вот хочу побольше собрать. А с корзинкой я у магазина постою-продам, все копеечка будет, вот хоть тебе на мороженое. Дачник, видишь, теперь ленивый пошел, не растит ничего, а без ягоды — что за лето?
Мимо участка по дорожке не спеша прошел дяденька в шортах и в желтой майке, натянувшейся на круглом пузе — дачник. «И вправду ленивый», — подумала Настя, проводив его взглядом.
как миску съели — это метонимия, см. предыдущий тренинг)
все копеечка будет — ага, я думаю, это синекдоха
дачник, ягода — точно синекдохи
— Должно в этом году уродить и яблоко и слива.
(Из разговора дачников).
Синекдохи: пчела, яблоко, слива.
«Пчела хорошо пошла» — это сочетание к чему относится? Пчёлы летают, не ходят. И про рыбу так говорят: «карп пошёл».
Пчела пошла… работать. (полетела)
Карп пошёл… на нерест (поплыл)
Кругляк пошёл…
Лёд пошёл по реке.
Теплоход, пароход, моряк (! кстати, они ходят а не плавают)…
Тут такое слово, «пошёл» :))
Многогранное.
Просто начинаешь вдумываться в буквальное значение всех этих синекдох и крыша начинает скользить)))
На что только не идёт учитель, чтобы дать ума школьнику!
Под бой курантов Светлана Алексеевна, «классная» 6 «а», загадала не женихов, а чтоб её класс начал учиться как следует.
Эксперимент удался: на первом же после каникул уроке на вопрос «кто желает выйти к доске?» поднялся лес рук.
Светлана Алексеевна пустила слезу счастья.
К обеду школа гудела: 6 «а» получил больше «пятёрок», чем за все предыдущие годы учёбы.
Светлану Алексеевну выдвинули на «Учителя года», но она скромно заметила:
— Нам много не надо, министром назначьте, я вам всю страну подтяну. Только- через год!
В первом предложении, мне кажется, синекдох нет. Понятно, что учитель и школьник — вроде как обобщения, но при этом к отдельным людям ведь данное тоже относится. «На что только не пойдет мать, чтобы устроить счастье дочери» — то же самое, имеется в виду «любая мать». Но руку на отсечение не дам, может, и синекдохи.
дать ума — метонимия + метафора
женихов — может, и синекдоха, но кто знает? А если Светлане Алексеевне и правда несколько женихов бы хотелось?
класс начал учиться — метонимия
лес рук — метафора
школа гудела — метонимия + метафора
нам много не надо — королевское «мы» Нет, на самом деле, серьезно, это Pluralis majestatis. См. Википедию))
всю страну подтяну — метонимия + метафора.
Так что задание тренинга по метонимиям выполнено)
Честно, не совсем до меня доходит эта синекдоха. На грани понимания.
В примерах вроде ясно, но самой внедрять не получается.
Пока не сдаюсь, но чувство собственной тупости пока отключает мозг. (Кстати, «мозг» в данном случае- синекдоха? Это же часть целого. У меня же весь организм тупит))))
На лавочке у парадной Сергей увидел поддатого Валеру, который блаженно грелся на весеннем солнышке и пытался затянуться погасшей папироской.
— Привет соседям! — сказал Валера.
Сергей кивнул и хотел пройти мимо.
— Слышь, погоди, — Валера вынул изо рта папироску. — Погасла, сука. Нет у тебя огня?
Сергей протянул ему зажигалку.
— Погоды-то какие стоят, а? — начал было разговор Валера. — Вот ты все спешишь, нет чтобы посидеть, поговорить с соседом по-людски…
— Не о чем мне с вашим братом алкашом говорить, — буркнул Сергей, сунул зажигалку в карман и шагнул в парадную.
— Эт с каким моим братом, один я, — крикнул вслед Валера, но Сергей уже поднимался по лестнице.
А вот нашла момент (Vekra, простите, что вклиниваюсь )))
если вместо «поговорить с соседом» поставить «поговорить с людЯми» — это будет синекдоха? Замена за счёт числа же?
А если вместо «вот ты все спешишь» написать «вот вы все спешите»? или будет предположение, что у пьяницы троится в глазах?
Поэт и Муза
— Гриня, а почему у тебя такое, без обид, архаичное имя – Григорий?
— Все просто, мои родители очень любят русскую литературу, а их любимый роман – Тихий Дон, вот и назвали меня в честь главного героя, еще и напутствие дали, чтобы я непременно нашел свою Аксинью…
— Но вроде у них там в романе не все благополучно сложилось, даже трагически, да и сам роман жутко кровавый: русский на русского, брат на брата, кровь за кровь?!
— Ну это уже другой вопрос, любовь-то была, да еще какая, и только смерть их разлучила, и я так хочу…
— И где ты собираешься искать свою Аксинью?
— Уже нашел, Ксения, та же Аксинья, так что я выполнил родительский наказ: ты моя Муза, любовь, Солнце, Золотая рыбка, которой сам готов служить…
— Ох, уж эти мне романтики, а не рано ли ты губу раскатал, меня спросил, готова ли я на эту роль, оказаться птицей в золотой клетке?
Насчет родового названия — это синекдоха тогда, когда такое употребление ничем не оправдано, кроме как художественностью. Например, какой смысл говорить «светило», когда речь явно идет о солнце (и мы все понимаем, что не Альфа Центавра имеется в виду). А тут подразумевается именно птица, причем любая, мы, услышав «птица в клетке», не понимаем все сразу, что речь идет конкретно, например, о соловье или перепелке. Нам, в сущности, и не важно, соловей или перепелка — для того, чтобы метафора была наглядной, это значения не имеет. Поэтому это именно метафора.