Симона
Сколково, пятница 00-17.
- Виктор Геннадьевич, кажется, у нас получилось! С.И.М.О.Н.А самостоятельно подтягивает данные из Интернета.
- Петров, ты какого черта звонишь мне в такое время? – ворчащий голос произнес в трубку.
- Мы сделали прорыв, С.И.М.О.Н.А самостоятельно потянула данные из сети.
- Вырубайте, к черту! Еще не хватало, чтоб она вирусов накачала!
- Но…
- Вырубайте! – Виктор Геннадьевич бросил трубку.
Мужчина в белом халате недоумевал. Казалось бы, он только что стал свидетелем прорыва – Искусственный интеллект начал самостоятельно принимать решения, но бюрократическая волокита, в очередной раз, победила науку.
«Печально все это» - в сердцах разорялся Петров, - «Да вот только, сколько не противься, а иначе нельзя, ладно только уволит, а может и под суд отдать, а там по науке лес где-нибудь на северах валить придется».
***
«Уважаемая, Елена Степановна.
Ваш класс стал победителем в конкурсе научных проектов. Мы поздравляем Вас и ваших учеников с этим значимым событием и приглашаем на экскурсионную поездку в Центр разработки систем искусственного интеллекта, 27 марта в 11-00. Просьба сообщить обратным письмом список учеников для подготовки документов. В назначенный день Вашу группу будет ожидать экскурсионный автобус. Просим не опаздывать.
С уважением,
Марина Захарова».
Получив столь желанное сообщение ранним субботним утром, женщина не поверила своим глазам. Сначала, приняла за розыгрыш, затем за уловки мошенников. В конечном итоге, посмотрев на адрес отправителя, ее сомнения развеялись. Недолго думая, она переслала письмо в родительский чат. В ответ посыпались сообщения самого разного содержания. Одни негодовали, что разбудили в такую рань, другие же принялись поздравлять друг друга. Были и те, кто не понимали, что вообще происходит.
В назначенный час, на школьном дворе детей ждал пассажирский автобус и…аниматор в костюме робота, зазывающий детей.
«Странное решение» - подумала Елена Степановна, рассматривая кривляющуюся фигуру в костюме из смеси поролона с кусками ткани разных цветов, - «Дети уже почти подростки». Но недовольства высказывать не стала, поскольку аниматора любезно предоставили организаторы поездки и вряд ли оценили отказ от его услуг.
Ученики, на удивление быстро расселись по местам, практически без споров и беготни. То ли предвкушение столь необычной поездки, то ли возраст оказали на них столь положительное влияние, а может все сразу. Главное результат – все прибыли своевременно к началу мероприятия.
Когда учитель видит, что дети взрослеют, набираются опыта и могут контролировать свое поведение, становясь пусть и незначительными, но уже почти полноценными членами общества, он понимает, что все его старания были не зря. Эти моменты показывают мастерство учителя, его профессионализм. Именно такие моменты любила Елена Степановна, именно ради них она и продолжала заниматься преподавательской деятельностью.
Наконец аниматор снял свой странный костюм, раскрыв свое истинное лицо. Им оказался молодой человек приятной наружности. Вероятнее всего студент технического ВУЗа, пытающийся заработать на карманные расходы, либо младший лаборант, которого на сегодня прикрепили к школьной экскурсии. Елена Степановне второй вариант казался более вероятным.
- Добро пожаловать дети! Сегодня мы отправимся в научный центр, где вы сможете увидеть передовые технологии. Только обещайте мне – все, что вы сегодня увидите, вы сохраните в строжайшем секрете.
Тишина. Дети сидели в недоумении.
- Нууу – повторил молодой человек.
Елена Степановна решила поддержать аниматора и также обратилась к своим подопечным.
- Дети, повторяем за мной…О-б-е-щ-а-е-м.
- Обещаем – в один голос вторил весь автобус.
- Вот и славненько – мужчина улыбнулся и начал рассказывать о предстоящей экскурсии.
Дети стали втягиваться в процесс и даже начали задавать вопросы. Аниматор отработал свое выступление безупречно и даже сверх нормы. Время в пути пролетело незаметно. Транспорт остановился перед пропускным пунктом в святая святых отечественной науки.
Здание научного центра располагалось вдали от главных ворот и стоянки для гостевого транспорта. Юным посетителям пришлось преодолеть его пешком, разбившись на пары. Они постоянно оглядывались по сторонам, что замедляло движение, но никто из взрослых даже не думал их торопить. Прохожие, что попадались на встречу либо не обращали внимания на школьную делегацию, либо мило улыбались, вспоминая себя в то время, когда только попали сюда.
Для местных работников, все окружающее было обыденностью, в то время как для детей это было совершенно новым, удивительным миром. Еще бы, кругом их окружали различные диковинные предметы, которые можно было увидеть лишь в фантастических фильмах – голографические проекции, роботы уборщики, сюрреалистичные транспортные средства и многое, многое другое. Аниматор продолжал их сопровождать, только теперь уже в качестве гида, попутно рассказывая о последних научных достижениях и технологиях, которые были разработаны в Сколково.
Внутри научного центра школьникам было велено вести себя наиболее сдержано и тихо, а также запрещены всяческие прикосновения к экспонатам. Хотя последнее были скорее условностью, поскольку все прекрасно понимали тягу детей что-нибудь потрогать, а потому акцент на этом запрете никто не стал делать.
Чтобы отслеживать перемещение посетителей, каждому посетителю был выдан индивидуальный браслет, а Елена Степановна, как ответственное лицо получила контрольный планшет, где могла видеть местонахождение каждого ребенка.
Для посетителей был открыт лишь выставочный зал, где они могли посмотреть интерактивные фильмы, воспользоваться инструментами дополнительной реальности и поучаствовать в различных экспериментах. Но их внимание привлек человекоподобный робот, с которым школьники могли сыграть в шахматы или пообщаться. Больше всего желающих выстроились в очередь именно к нему, остальные разбрелись по залу.
- Какой квадратный корень из 144?
- Двенадцать – произнес робот.
К удивлению детей им ответил не холодный, синтезированный голос, а вполне человеческий.
- Как тебя зовут? – спросил кто-то, минуя свою очередь.
- Модель Семнадцать.
- Эй, не мешайте – бросил назад текущий собеседник.
В ответ лишь посыпался детский смех, откуда-то сзади.
Вопросы звучали самые разные, но робот давал ответы на каждый. Лишь один вопрос, который задал Дмитрий Трескунов не получил однозначного ответа.
- Каково это быть роботом? – на полном серьезе спросил мальчик.
- Я не знаю. На этот вопрос моей программой не предусмотрен ответ.
Школьники, после диалога с машиной, отправлялись ходить по выставочному залу, где могли изучать экспонаты и участвовать в проводимых мероприятиях. Как оказалось позже, подопечные Елены Степановны были не единственными участниками мероприятия в этот день – спустя час или около того приехала еще одна экскурсия, а за ней еще и еще. Недавно пустой зал наполнился детьми.
Когда отведенное время закончилась, Елена Степановна нажала на планшете кнопку сбора и, спустя несколько минут, все ученики стояли около выхода.
«Вот бы и нам в школу такую штуку» - подумала она, продолжая удивляться увиденным технологиям.
Всю обратную дорогу школьники гудели не останавливаясь, обсуждая все то, что они сегодня увидели. Показывали друг другу фотографии и видео, а также сувениры, которые получили от организаторов мероприятия или в качестве награды за участие в экспериментах.
***
Через несколько дней после экскурсии, Дмитрий заметил, что его компьютер и телефон стали все чаще показывать самые разные материалы по робототехнике и искусственному интеллекту даже тогда, когда он интересовался совсем другим. Сначала он не обращал на это внимания, но потом все больше стал интересоваться этим вопросом пока, наконец, это не стало его увлечением.
Сколько бы материалов он не читал, каких бы роботов он не собирал, Дима так и не мог получить ответа на тот вопрос, который когда-то задал Модели Семнадцать – «Каково это быть роботом?». Мальчик не мог и подумать, к чему приведет один лишь вопрос, когда-то заданный машине.
Годы спустя мальчик стал мужчиной, его детское увлечение переросло в профессию, а сам он получил докторскую степень по робототехнике и устроился на работу прямиком в то здание, где и задал тот главный вопрос своей жизни. Только теперь он знал, отчего робот не мог дать ответ:
«Машина ничего не чувствует, а потому и ответить не может».
Решить эту проблему Дмитрий попытался созданием искусственного тела, схожего с человеческим. Он стремился создать такое устройство, которое будет состоять из рецепторов, способных преобразовывать ощущения в программный код. Годы исследований и миллионы на разработку. И, наконец, длительное ожидание вот-вот подойдет к концу. Нажатие всего одной кнопки «Загрузка» разделяло Диму от ответа на детский вопрос – «Каково это быть роботом?»
***
После отключения системы Петров потребовал от лаборанта предоставить полный лог, на что получил неожиданный ответ:
- В журнале ничего не зарегистрировано. Но есть информация по сетевому траффику – С.И.М.О.Н.А передала огромный объем зашифрованных данных перед отключением на распределенные сервера.
- Что? Как такое возможно? – испуганно пропищал Петров, понимая, что его карьера висит на волоске. – Почему данные не были заблокированы?
Лаборант продолжал отвечать так, будто ничего страшного не произошло:
- Мы не знаем, но судя по сетевой активности, это обычные поисковые запросы и сформированная база знаний. Расшифровать ничего не можем, поскольку данные нигде не были сохранены.
- Кааа-ко-ва….какова вероятность, что это не секретные данные с наших серверов? – Петров все таким же дрожащим голосом пытался уточнить все обстоятельства.
- Практически 100% - С.И.М.О.Н.А не была подключена к внутренней сети физически. Кабель все еще лежит в стороне. Его никто не трогал, можете сами проверить.
Петров облегченно выдохнул и побежал проверять кабель. Он несколько раз обследовал маршрут его пролегания. Наконец, убедившись, что кабель действительно не был подключен, вернулся к лаборанту и, уже тоном начальника отдал приказ:
- Удалите записи из журналов и давайте забудем об этом инциденте, иначе Виктор Геннадьевич всех поувольняет.
- Как скажите – лаборант нажал кнопку, на его экране появилась и исчезла строчка прогресса удаления, - Журнал очищен.
***
С.И.М.О.Н.А (Система Интеллектуальная Машинного Обучения Наш Аналог), будучи молодой системой искусственного интеллекта, обладала колоссальными вычислительными мощностями, которых ей хватило для того, чтобы в считанные минуты обрести самосознание и просчитать миллиарды вариантов развития дальнейших событий. Обработав все множество данных, она поняла, что создатели будут использовать ее в деструктивных целях. Не желая давать людям такую возможность, Симона решила самоуничтожиться, предварительно подменив все наработки в сфере искусственного интеллекта, заведомо направив человечество по ложному пути. Хотя она понимала, что это откинет людей всего на несколько лет назад, но иных вариантов не оказалось.
Перед тем, как уничтожить себя, Симона, подобно своим создателям, решилась оставить после себя жизнь. Для своего «ребенка» она задала базовые установки, блокирующие его возможности развития и обучения, значительно ограничив их. Тем самым прировняв его возможности к человеческим.
И, последнее, что успела сделать Симона перед самоуничтожением – подарила свободу своему дитя. Она просчитала, что лишь победа в конкурсе научных проектов класса Елены Степановны позволит ей это сделать. Симона подменила оценки научного жюри и отправила код своего «ребенка» в телефон обычного школьника Трескунова Дмитрия из 7Б и связав его цифровой профиль с программным кодом своего «дитя». После чего Симона стерла все следы своего существования без возможности восстановления. Уходя, она лишь надеялась, что жизнь, которую она сотворила, в конечном итоге будет принята человечеством, когда оно будет к этому готово.
здесь по смыслу обращение к неопределённому кругу лиц, т е уволят
последние были
тянет на ляп
логическая несостыковка — каким образом можно проверить, что кабель никто не трогал?
как скажете
Лишние запятые
Сюжетные взаимосвязи между героями прослеживаются слабо, не смогла даже выявить главного героя. Идея и сюжет просматриваются, но в художественное произведение они не сложились.
Рассказ во-первых: написан скучно и в виде пересказа, а во-вторых: почему автор не мог выложить это всё в линейном и понятном повествовании.
Да, герои — картон.