Чуть тише мыслей

Автор:
HEADfield
Чуть тише мыслей
Работа №2. Тема дуэли: Тишина
  • Победитель

С первыми минутами приходит оглушение. Оно накрывает волной, самой сильной с момента закрытия двери, звуки исчезают, и остаётся только беспрестанный звон в ушах. Тот, который мы никогда не замечаем. Он присутствует с нами с самого рождения, а возможно, даже раньше. Ещё с тех самых пор, когда только сформировалась нервная система в утробе матери, мы начинали слышать окружающий мир.

Даже тихой ночью, когда звёзды беззвучно освещают пустую землю, мы всё равно слышим какие-то звуки. Тиканье часов, звук воды в радиаторе, или проезжающую по тихому району редкое такси. Мы внимаем храпу соседей за стеной, впитываем гул уличных фонарей и звуки летящего на свет насекомого.

А теперь тишина накрывает с головой, и весь окружающий мир перестаёт существовать. Двери, обитые несколькими слоями картона, отсекают от реальности. Острые конусы полиуретана целятся в тело, словно пики средневековых рыцарей. Они готовы растерзать любой звук, что коснётся их поверхности. Волна отражается и исчезает, поглощённая пористой массой.

***

- Да, вы правильно позвонили. Я собираю безэховые камеры. Вам какой размер нужен?

Я запнулся.

- А какие обычно заказывают?

Голос в трубке засопел. Потом шумно вздохнул и устало начал объяснять:

- От целей зависит. Кто-то любит музыку в тишине послушать, кто-то на дому шумовую нагрузку измеряет. Есть любители, знаете ли. Соберут направленный микрофон и тестируют…

- Мне для другого, - поспешно заверил его я, - Мне чтобы тихая комната была.

- Для раздумий? – оживился собеседник.

- Да, вроде того.

Я не хотел говорить, что просто ищу способ вдохновения. С химией связываться не хотелось, а фантазия подошла к концу. Я исписался. Редакция уже готовит рекламную кампанию книги, а у меня не было даже первого черновика.

- Тогда я могу подъехать завтра. Обговорим размеры и детали.

***

Последующие волны тишины переносятся легче. Постепенно громкость восстанавливается, я слышу свой голос, но без всякого эха. Звук теперь воспринимается совершенно иначе. Хлопки в ладони, слабый шелест одежды – кажется, что они стали схожей громкости. Я могу кричать или говорить шепотом, результат один. Я слышу себя одинаково. Дело в костной проводимости.

Зато дыхание воспринимается иначе. Слух стал острее, вычленяет из тишины всё новые грани колебаний. Гул внешнего мира исчез, как пропадает тянущее жужжание после шумного помещения, когда выходишь в тишину. Здесь точно так же.

Адаптация. В шуме слух притупляется. В тишине – обостряется. А в безэховой камере становится почти абсолютным. Нужно лишь подождать.

***

- Некоторые заказывают, чтобы от внешнего мира уйти. Установи, говорят, самые лучшие материалы. Чтобы совсем ничего не было слышно снаружи.

Монтажник продолжал оклеивать стены конусами из ячеистого синтетика с бугристой поверхностью. Уже Целые фрагменты шипастых плиток смотрели в центр.

- Пол будем изолировать?

- Зачем?

Он пожал плечами.

- Некоторым надо. Помнится, одни даже на полу под плитами какие-то символы рисовали. Круглую печать или что-то подобное. Они подолгу сидели в комнатах и им казалось, что слышат какие-то потусторонние голоса.

Я тоже пожал плечами.

- Да, пол делаем. Только без рисунков этих.

Он хохотнул и прилепил к стене очередную пластину пористых наконечников.

***

Восприятие меняется постепенно, и отличия заметны не сразу. Голос становится незаметным, зато вместо него появляются мельчайшие шумы. Становится слышно сердце. Своё собственное. Звук появляется исподволь и вскоре начинает грохотать в ушах. Кажется, что даже тело слегка вздрагивает.

После возникает низкочастотный шум. Кровь бежит по сосудам, и трение, хоть и минимальное, передаётся сквозь кости прямо на слуховой нерв.

Мозг в панике, не может смириться с безмолвием. Эха нет, в какой стороне стены, пол и потолок – неизвестно. Вестибулярный аппарат отключается, и хотя разумом я всё осознаю, головокружение появляется в любом случае. Хорошо, что я всегда сижу на стуле во время сеанса.

Желудок издаёт какой-то урчащий звук, соки кишечника переливаются, проталкивая химус дальше. Связки и сухожилия трещат, как натянутые канаты, а вслед за ними мелкие суставы издают протяжный скрип. Это не возраст, это обострённое восприятие.

А после всего в голове действительно возникают звуки, похожие на далёкий шепот.

***

Поговаривают, что долгое пребывание в безэховой камере негативно сказывается на психике. Человек не может слишком долго находиться в тишине, слушать своё тело, которое на превратилось в музыкальный инструмент. Есть даже мнение, что никто не выдерживает психологического давления больше сорока пяти минут. В полной тишине и темноте.

Галлюцинации возникают не у всех. Но некоторые из очевидцев и испытуемых действительно говорили, что могли разобрать отдельные слова во время сеанса. И чем объяснить такое явление – остаётся тайной. Или они сами шептали что-то себе под нос и слышали свой голос. Или действительно галлюцинировали.

Или до них правда доносились отзвуки другого мира? Того, в который можно попасть не всегда и не всем. Туда, где существует ещё кто-то разумный, кроме человека.

Я никогда не доходил до такого состояния. Двадцать минут, иногда полчаса – это максимум, который я мог себе позволить. Разум прочищался, и я мог дальше работать. Для меня камера служила путём к вдохновению.

***

Очередной раз двери открываются и я возвращаюсь в реальный мир. Полный звуков, шумов и жизни. Она наваливается плотным коконом, заглушая все былые эфемерные потребности. Вынуждая жить дальше под гнётом чужих мыслей и желаний.

Я возвращаюсь к столу, сажусь в кресло. Мысль пока ещё не ушла, и нужно скорее зафиксировать её на экране. Клавиатура в помощь, пальцы уверенно выбивают литеры на экране. Шум вокруг силён, но сквозь него пробивается ещё какой-то звук.

- А ты уверен, что эта мысль не есть чей-то голос «с той стороны»?

-У меня никогда не было паранормальных способностей, так что – да, уверен.

- И слова того парня не всплывают в голове?

- О чём ты?

Короткий смешок.

- Ты ведь не видел, как он монтировал пол комнаты. Может, он действительно нарисовал под твоим стулом какую-нибудь пентаграмму.

Я пожал плечами, а потом вернулся к работе. Пальцы застучали по клавишам. Голос в голове ожидал ответа.

- Какая теперь разница. Главное – это работает.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
Другие работы:
+9
21:35
661
09:57
+1
Интересненько)
20:24
Да, наталкивает на некоторые размышления. О своем.
21:11
+1
Прикольная тема звуковой изоляции. Безэховые камеры — это вообще занятно.
Кстати, там запросто можно просидеть больше 45 минут. Хотя, возможно, и не всем удаётся laugh

А пентаграммы — это вообще изначально защитный знак, так то.
Но задумка занятная, а концовка неопределённая — то, что надо. Есть поле для фантазии )
23:47
+1
ГОЛОС этому рассказу. Для меня тут больше веет тишиной. А с изоляцией квартиры у ГГ, действительно, беда, раз даже храп соседей слышен.
Понравился слог. Читать было легко и интерпесно. Мне кажется, даже если бы рассказ был длиннее, интерес не снизился бы.
Комментарий удален
10:09 (отредактировано)
+1
Интересно. Мне бы такую комнату. Только без «голосов». А так хорошо.

Единственно, хотя и понятны эти описания со всеми звуками пищевода, и понятно, что они — самая важная часть. Но, волей-неволей, говоришь «да понятно» и пролистываешь. А коротенько же всё, так весь рассказ и пролистал. Но всё равно ГОЛОС.
10:10
+1
Голос. В этом что-то есть. Понравилась идея, погружение.
Комментарий удален
10:47
+3
Как инженер-физик, долгое время занимавшийся разработкой радиолокационной техники, я имею достаточно квалифицированное представление о безэховых камерах. Находиться в которых мне по работе приходилось долгое время.
Описываемые «Острые конусы полиуретана» имеют место быть, но не для звукового диапазона, а для поглощения радиоволн. Как наполнитель идут пенопластовые шарики, пересыпанные графитом (мажутся страшно, рекомендую в руки не брать). Звуковые же волны прекрасно отражаются от пластмассовых конусов. Для обычной акустики применяют другие покрытия. Но это единственный, хотя и существенный, минус, мною замеченный.
Плюс же – размышления и психологические тонкости самочувствия попадающего в атмосферу тишины. Плюс для меня: я не медик, поэтому квалифицированной оценки в данной области дать не могу. Мне – было интересно. И к тому же интрижка: а вдруг там на полу действительно что-то такое было нарисовано? И как работает такая чертовщинка? Что называется, «моя тема». Поэтому мой голос – этому автору.
14:47
+1
Прочёл тексты, думал, потом прочёл комментарии.
Это ведь неважно, что тишины — нету, что её не может быть, это как насреддиновское «сколько ни говори халва, во рту слаще не станет», но наоборот: «чем чаще говоришь халва, тем горше станет во рту». То есть понять тишину, познать тишину, можно только нуждаясь в ней, будучи лишённым её. И это есть в обоих рассказах.

Что ещё есть в обоих рассказах? Во-первых, сугубое и полное недоверие рассказчику, ни тот, ни другой не знает того, о чём пишет. Во-вторых, какая-то обречённая невнимательность, рассеянность героев к тому, что они, собственно, и хотят получить. Как тут к предмету процесса строительства — к обустройству безэховой камеры, так и там командира подразделения к, о чём догадывается читатель, давно ожидаемому наступлению противника.
И вот тут начинаются различия. Буду говорить об этом тексте. Таком, что я не только не отдал сюда своё «мнение», но даже вынужден поставить минус. И вот почему.
Дело в том, что любое художественное произведение — суть один большой художественный образ. Даже если «составленный из образов». А образ — соединение несоединимого. Соединение таким образом, что «мир меняется», точнее, «оказывается совсем не тем».
Это общее и для трагических, и для комических, вообще для любых по эстетической оценке текстов. В анекдоте «Я ещё не имел удовольствия познакомиться с Вашей женой» — «Так, с этого места подробнее, кто Вам сказал, что это доставит Вам удовольствие?» мир меняется хотя бы внутренне, и в «Пропеллер на самолёте нужен, чтобы лётчик не вспотел! Правда-правда, если этот пропеллер остановится в полёте, вы представляете, как лётчик вспотеет?» — тоже внешне не меняется ничего, но внутренне мир становится совсем другим! Вспомните ещё Высоцкого, «Он вчера не вернулся из боя» — и мир поменялся.
В тексте-конкуренте, хоть не так решительно, как у Высоцкого, ближе к первому анекдоту, но мир меняется, а тут?
Герою удалось всё, он получил, что хотел — он изменился или остался тем же?
Вот в этом всё и дело: и герой, и мир его — неизменны!
При том, что и стиль, и слог, и речь автора этого текста импонируют мне гораздо больше, чем текста-конкурента, но… Но с художественной точки зрения создавать этот текст смысла нету!

Да и в древне-бородатом пошловатом анекдоте про боцмана, поймавшего золотую рыбку и удивившегося вслух «В рот мне потные ноги и якорь в задницу» гораздо больше изменения мира и ответственности за действующее слово, за осмысление текста, чем здесь!!!
15:47 (отредактировано)
По зрелищности этот рассказ уступает своему конкуренту, но здесь действительно тема раскрыта. Атмосфера тишины ощущается с первой и до последней строки. В первом рассказе я не тишину ощущал, а боевые действия. ГОЛОС!!!
Хорошая работа. Ощущения и изменение восприятия описаны вполне правдоподобно. Все развивается и читается интересно, до последних двух сценок. Затем какие-то ненужные объяснения/пояснения. попытка съехать на полу-анекдоте. В общем, концовка, как-то не задалась.
22:08 (отредактировано)
Не получилось тишины. А всё голоса в голове виноваты. Вот как от них изолироваться?)
Комментарий удален
16:48 (отредактировано)
Лоботомия нам поможет )) Как вариант, стоит попробовать договориться с голосами )
Комментарий удален
Не, лоботомия надёжней. Голоса нынче несговорчивые стали. Опять же топот…
23:22
Голос сюда, хотя решить было сложно. Понравилась описательная часть и интрига — а вдруг гг и правда наладил контакт с «той стороной»?
10:53
Вот прикиньте, подходит ко мне сейчас начальник и говорит: «Хватит работать, дурью маяться! пора дуэли читать!» crazy
Ладно, шучу, не так все было. Но хотелось бы. Но я все равно пришел. Вот.

Что я хочу сказать. Тема сенсорной депривации меня всегда интересовала. Не то чтобы я что-то делал для реализации этого интереса, я человек вообще ленивый, но вот как-то так. Впрочем, депривация депривацией, а рассказ рассказом. А рассказ получился скучноватым. Я вообще не люблю разные потоки сознания, поэтому в курсивчик не вчитывался. Сам же сюжет читался нормально, в конце и вовсе появилась интрига, замешанная на мистике, но мне не хватило какого-то откровения или саспенса. Да, прикольно, но недотянуто. При таком повествовании концовка должна быть «БУМ!» А получился бумчик)
Вот как-то так.
22:44
Два рассказа о тишине. Один дополняет другой. В рассказе «Искусство войны» желание тишины исполнилось и наступила абсолютная тишина. И это желание не могло не исполнится в этой форме, поскольку человек пытался одновременно воевать, командовать и стихи писать, постольку результат закономерный и для него и для его подразделения.
В рассказе «Чуть тише мыслей» речь идёт об относительной тишине. В любой, как угодно изолированной комнате, камере тишина всё равно будет относительной, если в ней находится живой человек, но и такая относительная тишина, приближающаяся к абсолютной, человеком переносится с большим трудом и непродолжительное время. Абсолютная тишина не есть человеческой понятие, я сторонник относительной тишины. Поэтому голос мой здесь.
23:43
+1
Мой ГОЛОС тут. Я за мистическую обыденность против выдуманной реальности. Ну как-то так. В работе соперника постоянно чувствовались стыки и швы в стиле «не верю», ну а здесь — верю. Несмотря на неправильные конусы. И таким образом «отработанная» тема мне ближе, чем непонятный коктейль из Вознесенского и Ремарка.
Загрузка...
Светлана Ледовская №2

Достойные внимания