Табун из шестого «Б» класса
***
Валентина Андреевна переложила пару бумажек из одной стопки в другую, отхлебнула свежесваренного кофе и продолжила своё важное дело. Чудесное утро дышало в приоткрытое окно сентябрьской свежестью. Особую радость доставляла мысль, что сегодня пятница и завтра выходной. Пока государственные школы учились шесть дней в неделю, в их частной школе давно была пятидневка. От приятных дум Валентину Андреевну отвлек вызов по селектору.
— Валентина Андреевна, к вам тут пришла Кристина Викторовна. Она подавала документы на вакансию учителя русского языка.
— Да, да, пусть входит, я её жду.
Спустя мгновение, дверь в директорскую осторожно приоткрылась и в кабинет робко зашла молодая девушка.
— Кристиночка, здравствуйте. Проходите, садитесь.
— Здравствуйте, — поздоровалась девушка и села на свободный стул, положив рядом сумку.
Валентина Андреевна взглянула на часы.
— Это хорошо, что вы вовремя, пунктуальность я ценю. Как вы к нам добрались, долго искали?
— Заранее выехала, меня пугали пробками, но на такси добралась быстро, пришлось даже часок погулять в ближайшем парке, — ответила Кристина, осторожно осматривая кабинет.
Валентина Андреевна достала бутылочку коньяка.
— Выпьете? — предложила она, глядя на девушку.
— Нет, что вы, я не пью!
— Это правильно, употребление спиртного, особенно на рабочем месте, у нас не поощряется. Если точнее, то даже наказывается, а то, знаете, были случаи… — предупредила директор и добавила к себе в кофе с пол стопки коньяка. Потом достала резюме девушки. — Я ознакомилась с вашей анкетой и рекомендациями, все документы в порядке. Вы тут написали, что имеете опыт классного руководства.
— Да, но небольшой. Год в младших классах.
— Вот и замечательно, нам как раз нужен классный руководитель в класс с углубленным изучением русского языка. Ребята там хорошие. На внутреннем, промежуточном тестировании, все набрали сто балов по русскому языку. Вот мы их в один класс и объединили, — Валентина Андреевна еще раз отхлебнула начавший остывать кофе.
— Я не против взять классное руководство. У меня к вам вопрос по заработной плате, которую вы указали в вакансии.
— Вас не устраивает зарплата по ставке? — удивилась директор.
— Просто она в три раза больше, чем та, которую мне платили в Сургуте.
— Ну, это Москва, голубушка, тут жизнь подороже, чем в Сургуте. Да и школа у нас частная, мы сами устанавливаем, кто сколько получает.
— Неужели за такие деньги не нашлось никого опытнее, чем я?
— Сейчас вообще нехватка учителей, а ждать и искать у нас времени нет. К понедельнику нам нужен учитель, потому вы приняты. Так что сейчас заполните у секретаря трудовой договор, на выходных ознакомитесь с учебным планом и в понедельник на работу. Готовы?
— Если так, то готова, — с улыбкой согласилась Кристина.
***
Все выходные Кристина готовилась к первому уроку в новой школе. Волновалась. Класс с усиленным изучением русского языка, стобалльники. Ударить в грязь лицом перед таким учениками она просто не могла.
Перед уроком Кристина заглянула в классный журнал и смутилась. Сразу в глаза бросились имена учеников. Ибрагим Алханов, Алтынбек Бокетбаев,
Отари Лоладзе, Юсуф Башаев… Из двенадцати детей, учащихся в шестом «Б», она насчитала всего три славянских фамилии. Еще больше насторожило полное отсутствие девочек. Скверная мысль только прокралась к ней в голову, но укрепиться там не успела, в класс начали заходить ученики и рассаживаться по местам. Прозвенел звонок.
— Здравствуйте, дети, я Кристина Викторовна, ваша новая учительница по русскому языку и классный руководитель, — как можно тверже произнесла Кристина.
— Здравствуйте, Кристина Викторовна, — вяло ответили дети, но кто-то на приветствие учителя даже не обратил внимание и продолжал заниматься своим делом. Нашлись и те, кто поприветствовал учителя не на русском.
Кристина разволновалась еще больше и забыла отметить присутствующих.
— Дети, тема нашего сегодняшнего урока — заимствованные слова в русском языке. Кто может назвать какое-нибудь заимствованное слово?
Ученики молчали, не проявив интереса. Кристина пробежала взглядом по именам в журнале.
— Хорошо. Ибрагим, — один из учеников отозвался и поднял руку, — ты можешь назвать какое-нибудь заимствованное слово?
— Крыстына Выкторовна, я честно скажю, я нычего нэ у кого нэ заимствовал, — ответил Ибрагим, приложив ладонь к груди.
— Ибрагим, ты не понял. Вот смотри, у тебя есть Айфон, для русского языка Айфон – это заимствованное слово, — решила привести понятный пример Кристина.
—Шу къордийна! Пачиму если чэчэнэц, то сразу пазаимствовал? Это ви, русские, Айфон может и пазаимствовал у кого, а мнэ папа купыл! — эмоционально ответил Ибрагим, обиженно сел на место и отвернулся к окну.
Кристина нервно сглотнула, не найдя ответа.
— Ну вот, например, слово «табу» заимствовано, и в русский язык пришло из полинезийского. Кто-нибудь знает, что обозначает это слово?
— Мугалим, я знаю, што она обознашаед, — поднял руку мальчик с первой парты.
— Вот хорошо, а как тебя зовут?
—Я Алтынбек. Табун, это когда лошад много бегает, а когда много баран, это отара.
— Ишак, ты кито баран називаль?! — вскочил со стула ученик с соседней парты.
— Э, есть же, я никто баран не говорил, я говорил што многа баран, это отара.
— Зачем опять мине баран називаль?! — еще больше вскипел парень.
Кристина быстро пробежала по именам в журнале, нашла Отари Лоладзе. «Вот черт», — выругалась она про себя, такого в планах урока не было.
— Отари, Алтынбек не хотел тебя обидеть. Тебя зовут Отари, а он говорил про отару. Это разные слова, — постаралась успокоить ученика Кристина.
— Вот и не надо такой слова говарыть.
Кристина, стараясь спасти урок, еще раз заглянула в журнал и нашла там ученика со славянским именем Николай.
— Николай, ты можешь сказать, что обозначает слово «табу»? — обратилась Кристина ко всему классу, мысленно поругав себя за то, что разволновалась и поторопилась начать урок, забыв познакомиться с учениками.
Все взгляды уставились на светловолосого мальчика, увлеченно рисующего что-то в тетради.
— Николай, ты слышишь? — обратилась Кристина к рисующему мальчику.
— Мене звати не Николай, а Микола, — отозвался он.
— Крыстына Выкторовна, Мыкола хохол, он по русский язык нэ разговарывает! — выкрикнул со своего места Ибрагим.
Микола вскочил со стула, отшвырнув тетрадь на пол.
— Я тоби зараз пятак сковирну, макака! Я не хохол, а малорос з Донецька!
— Кто макака, я макака?!
Кристина не успела ничего сказать, как двое мальчишек набросились друг на друга с кулаками. Через мгновение Алтынбек и Отари тоже начали лупить друг друга. В классе завязалась драка, как в старом американском вестерне. Кристина замерла в углу, за учительским столом, наблюдая, во что превратился ее первый урок в новой школе. Через минуту в класс забежала охрана и несколько учителей, они растащили дерущихся в стороны. Через полчаса Кристина в слезах пила валерьянку в кабинете директора.
— Ну вот, уже хорошо, успокоились. Может все-таки коньячку? — еще раз предложила Валентина Андреевна. Кристина лишь отрицательно замотала головой. — И правильно, валерьяночку сейчас допьем, совсем полегчает.
— Они ведь там драку устроили, прямо на уроке, — слезно пожаловалась Кристина.
— Тоже мне, трагедия. Ребята молодые, энергии полно, борьбой занимаются, рукопашным боем, кикбоксингом. Пусть лучше в школе дерутся, чем на улице, тут хоть есть кому разнять. Да и у родителей претензий нет, в договоре все эти моменты обговорены.
— Валентина Андреевна, они же абсолютно необучаемые. Как они вообще набрали по сто баллов на тестировании?
— Кристина, запомните, выражение «необучаемые» в нашей школе произносить запрещено. Больше старания и все обучатся, или как минимум получат аттестат. Нас и такое устраивает. Что до баллов, тестирование наше, внутришкольное. Если нужно, то и по двести баллов получат.
— Ну, вот Николай, как он вообще попал в класс, если не умеет говорить по-русски?
— Микола беженец, у него квота. Мы же не хотим поссориться с министерством образования? Школа у нас частная, но требования министерства мы выполняем.
— А другие тоже беженцы?
— Нет, конечно. У Отари папа бывший грузинский депутат. У папы Алтынбека в Казахстане, под Таразом, Ликеро-Водочный завод и мясокомбинат. А у Ибрагима… — Валентина Андреевна наклонилась и понизила голос, — дядя — приближенный Кадырова. Люди все серьезные, состоятельные, потому отчислять их детей из школы мы не можем.
— И как же тогда быть?
— Ищите с ними общий язык, придумайте что-нибудь, мы ведь вам такую зарплату не просто так платим? Кристина, перестаньте реветь и идите готовьтесь к завтрашним урокам.
***
Кристина медленно диктовала тему из учебника, ученики старательно записывали услышанное. Взгляд учителя упал на Миколу, как всегда рисующего в тетради.
— Микола, будь ласка, перестань малювати в зошити и записуй тему.
— Добре, Христина Викторивна, — пробубним мальчик.
С соседней парты раздалось хихиканье Ибрагима.
— Ибрагим, еще один смешок… Шу дада школе кхойкхар ву, таккхам вай делар ду.
— Чего сразу отца? Чуть что, сразу отца, — насупился парень.
— Тогда не болтай и слушай учителя.
После слов Кристины в классе снова воцарилась тишина.
За год работы в школе Кристина поняла одно: проще самой выучить несколько языков, чем научить этих стобалльников одному.
И я, честно говоря, не очень люблю вышучивание по национальному признаку.
«Кристина, запомните, выражение «необучаемые» в нашей школе произносить запрещено.».
Понравилась игра слов, которую автор тонко улавил.
Впечатляет использование нескольких национальных акцентов и фразах на украинском и (как я понял) на чеченском.
Я сам, как казах, могу точно сказать что казахский акцент совпадает. Можно было бы усилить в словах «што», «обознашаед»: «Ш» заменить на «Щ». Некоторые окончания подрезать например «бегает» — «бегат». Хотя читать наверное, стало бы не очень удобно.
Дам почитать рассказ, другу чеченцу, ему должно понравиться. Заодно узнаю, что говорил Ибрагим.
В любом случае, очень легкий и веселый рассказ, приятно читается. Автор прям порадовал.
«Расист… Расист!» ©
Поначалу показалось, что автор развесил кучу глупости, благо он ее оправдал — окей, принимаем.
Посыл понятен,
система прогнила, все куплены и повязаны, араргхКонцовка скомкана. Просто показать в четыре строчки развязку мне показалось мало, хотя и понимаю, что добавить особо нечего. Но из этого «добавить нечего» получилась фраза из разряда «Вот поэтому все так и произошло», этакий «А я там был, мед-пиво пил...» В общем, над финалом надо еще поработать.
Вся история отлично изложена в последнем предложении. Вообще межнациональная рознь — благодатнейшая почва для шутеек, но тут надо уметь в юмор, иначе вместо сатиры получится нацистский высер.
Блин, опять читать придётся. Чо б по картинкам с названиями не голосовать…
А чем в этом возрасте занимаются славянские девочки, я писать не буду))Стобалльник — звучит, как ругательство )
Забавно, что предложение «искать общий язык» понимается как «самой выучить несколько языков». )
Спасибо, автор! Насмешили)))
В первую очередь, конечно, своей неосведомленностью в преподавательской деятельности, взаимодействию деп. обра и министерства просвещения с частными школами. Про бухающую директрису вообще молчу. Такого просто быть не может, в частной лавочке в том числе.
Также как и начисление заработной платы просто не может быть таким, как захочет директор. Финансово она все равно отчитывается перед налоговой. Да, она может выписать премии «особым» учителям, но основная часть выплачивается в размере ставки (или на скольких там часах сидит учитель) + классное руководство. Конечно же, Кристина просто не могла не знать заранее о составе своего класса, всю документацию она бы получила сразу после приема на работу.
Единственная здравая мысль заключается в подтверждении педагогического постулата «учи учась». Учителя действительно не могут не учиться, ведя преподавательскую деятельгость.
Что касается в принципе того, как написан рассказ, то написан он качественно. К стилю претензий нет.
Это Имхо.
Хотя были и такие иностранные студенты, что могли дать фору нашим неучам.
Какую мысль оставляет, на мой взгляд, этот рассказ? Пожалуй, в лучшем случае — «Какие же они долбо*бы». И это как раз худший случай. «Смарите, че за жесть происходит, сидят там в директорских и министерствах, а тут эти в наших школах». Нам что прикажете делать? Все ответы на этот вопрос, которые приходят в голову, заставляют задуматься, а не разжигает ли этот рассказ межнациональную рознь? Он точно может участвовать в этом конкурсе?
В общем, что сказать. Карикатурно, стереотипно и не очень-то умно.
P.S. И кстати да, тема хоть и притянута за уши изо всех сил, все равно висит всего лишь на одной ниточке.
В общем, не мы такие, жизнь такая.
И директор пьющая, чтоб снимать ежедневный стресс. И охрана, вышколенная разнимать драки.
Повеселил автор
Написано качественно, сразу чувствуется, что автор не понаслышке знаком с художественной литературой и, судя по стилистике, явно не новичок. Из минусов отмечу небольшое количество опечаток, которых, все же, больше, чем могло быть.
Пы. Сы. Знала я одну девушку, которая училась на филолога русского языка, почти не зная русского.
Что касается сюжета, то, на мой взгляд, автор перемудрил, впихнув в рассказ и проблему молодой неопытной учительницы, и частную школу (полностью купленную в представлении автора), и многонациональный класс, плохо говорящий на русском. В итоге, по моему мнению, ни одна из них не раскрыта: учительница эволюционировала за одно занятие; школа куплена и ладно; да в классе никто не говорит по русски, и что?
Ситуация могла бы быть юмористической, если бы автор ее вытянул, но оказалась просто мальчишеской дракой на нелепой и весьма зыбкой почве непонимания и национализма.
Кстати, какова вероятность, что мальчик из Донецка не будет знать русский? Мне кажется о-о-очень маленькая.
И еще я так и не увидела год обучения, какой это класс — 5-ый? 10-ый? Диалоги, по-моему, на уровне 3-его — 4-ого, но учительница вроде уже предметная — русский.
рассказ не понравился, но вот за эту претензию к автору даже как-то стало за него обидноКак же, учительница эволюционировала за одно занятие, если в последнем абзаце написанно, что за год работы в школе. Можно предположить что год прошел.
Что касается , я имела в виду, что эволюцию я как читатель как раз и не увидела, только одно занятие и результат с указанием, что прошел год. Поэтому и проблематику молодого учителя в сложном классе как основу рассказа рассматривать не могу.
С другой стороны, бывают полиглоты, но герои недостаточно раскрыты, как по мне.
Но рассказ-то не про это, а про реальную проблему «русский блат» «Над кем смеетесь, над собой смеетесь».
Из жизни, по итогам творческих испытаний для детей в студии одаренных зачисляем, детей без способностей, рекомендуем в группу развития, развивать способности, потому что трудно будет по программе идти. Не суть. Первыми на «разборки» идут бабушки — бывшие начальницы библиотек, поликлиник, детских садов. Потом мамы, размахивая, что их муж, егойный папа — начальник, депутат, то, се, просто хороший человек, но не из нашего района, что он нас купит с потрохами и окажет помощь. Потом идут звонки из комитета культуры, что тут категория беженцев, тут неполные семьи, здесь еще куча социальных категорий. В итоге, никто не хочет слышать, что ребенку будет плохо. Плохо, потому что он не сможет быть успешным, а по-другому бы смог.
ну и ситуация-то со стобальниками ведь реальная, что отпираться-то. И с положением учительницы тоже, абсурд, но он не за горами.
Вначале хотелось предъявить автору за ляпы вроде утра, дышащего свежестью через окно (соответствннно находящегося в классе). Потом передумал. Потому что зачитался. Не то чтобы прям ВАУ. Та же шутка про позаимствованное — анекдот с метровой бородой. Но улыбнуло)
А ещё массу воспоминаний навеяло.
«Прикинь, еду в метро, а вокруг ни одной славянской физии»
«Анют, крепись! У нас в Ереване тебя ждёт то же самое»
Еще анекдот вспомнил, который у нас в ходу. Когда богатый папаша отправляет сына в Гарвард. Чтобы в среде не говорящих по-армянски тот выучился английскому языку. Приезжает через год. У препода чернокожего пытается на корявом английском выведать гиде сын. Тот на чистейшем армянском: «ты про Арсена? Так он на б@ядки смотался»
Ага… всё написано до нас. Тем не менее, рассказ понравился. В России практически не бывал да и не побываю скорее всего. Но ситуацию ясно представил)
В классе с моими болдырями недолго учился мальчик по фамилии Асрян, он дрался каждый день. Не потому, что его дразнили — он просто очень быстро узнал, как переводится слово, и озлобился, ему мерещилось, что все над ним издеваются. Кончилось плохо — сломал ребро одному неосторожно хихикнувшему и загремел в отделение неврозов…
Правильно Виктория говорит, детям очень и очень нелегко приходится, юмор юмором, а по сути-то и впрямь трагично.
отмечу хороший, понятный язык, читалось легко, какого-то диссонанса от поведения персонажей я не словила.
финал — конфетка! за финал вам, автор, плюс!
Отдельно скажу по концовке, она мне очень нравится, но есть ощущение, что надолго учительнице это знание языков не поможет – первое время будут реагировать, от неожиданности, но потом забьют и опять станут вести себя как прежде. К тому же какой это там класс, шестой? Переходный возраст только начинается… да и с администрацией девчонка ещё натерпится. Так что разрешение конфликта изящное, но не универсальное.
Рассказу ГОЛОС, но автор пусть не зазнаётся, договорились?)
Рассказ хороший и последняя фраза очень меткая, но на фоне других работ в забеге немного проигрывает.
Как человек, выросший в Чечне, скажу Вам, что подавляющее большинство чеченцев говорит по-русски лучше некоторых русских. В Донецке тоже с русским языком все нормально. Западэнцы те да, те даже если и могут, то прикинутся «моя твоя не понимай».
Сначала «Здравствуйте, Кристина Викторовна, — вяло ответили дети».
То есть сначала могли выговорить «Кристина Викторовна», а потом понеслось «Крыстына Выкторовна», «Христина Викторивна»…
И для читателей хорошо бы в сносках переводить слова на чеченском.